Маркерный, укрепляюще-защитный слой под 3-й слой шпаклёвки
Нанесен последний слой гипсовой шпаклёвки
Последния шлифовка по гипсу (в некоторых местах видно маркерный чёрный слой)
Последняя шлифовка по гипсу
Первый слой пластика частично впитался в гипс
3-й слой пластика
4-й слой пластика
Пластиковая поверхность должна быть отшлифована и отполирована
Общий вид. Будем надеяться, что готов к шлифовке
Удачная проба шлифовки. Кусочек наждачки 2*1.5 см зернистость 360 не забился!
Общий вид спереди
Залитая трещина (потрескался из-за перегрева на солнце)
Пробный участок готовой поверхности
Пробный участок готовой поверхности
Истребитель шоссеров (я надеюсь) 🙂
Нанёс и отполировал разделитель (при этом как обычно, часть снялась). Всё готово к началу создания матрицы. Как всегда переживаю – не прилипнет ли намертво к болвану? Скоро узнаем.
Эффект “жирной поверхности” – глянец не хочет ложиться тонкой плёнкой. Говорят, что причина может быть в несовместимости разделителя и смолы (гелькоута). Надо будет купить поливиниловый спирт и по-пробовать с ним.
“Жирная поверхность” побеждена нанесением 3-х слоёв смолы. Для матрицы это подходит, но для готового обтекателя – категорически нет. Кажый слой весит 300 грамм. В итоге вместо 300-т глянец весит 900 грамм. Надо искать решение проблемы. Возможно фирменный гелькоут справится, но буджет придётся увеличивать, к сожалению.
Серый слой – тонкий стекломат. Синий – толстый
Наклеил два первых слоя. Планировал наклеить все 3, но кончилась смола. Завтра закажу ещё. Надеюсь, что она приедет до праздников (День конституции). Если нет – то ждать придётся до 2-го июля, а может и дольше. Впрочем некоторые рекомендуют и так наклеивать слои с приличными промежутками…
Матрица с обтекателем
Матрица с обтекателем (наклеены рёбра жёсткости)
Рёбра жёсткости
Старый обтекатель и матрица с новым (сверху заготовка для шлема)
Старый обтекатель и матрица с новым (сверху заготовка для шлема)
Задний болван готов к наклейке оболочки
Старый задний обтекатель
Разделение внутреннего объёма на багажник и нишу для колеса и трансмиссии
Вот так выглядит обтекатель по безматричной технологии – поверхность волнистая, амплитуда волн примерно 1-2 мм. Но поверхность должны быть матовой, тогда выглядит ещё более-менее сносно. А когда она глянцевая то полный отстой. Общий вес пластиковой части сейчас примерно 5 кг (вместе с заготовкой для внутренней части, которая сейчас на лигераде). Я думаю, что таким вес и останется – многое вырежется, но многое и наклеится. Нужно будет поработать над расцветкой, может быть получится улучшить внешний вид. Впрочем на аэродинамику это не должно существенно влиять, хотя вопрос спорный. Испытания покажут. Сегодня планирую прорезать люки и выпотрошить болван, но после 2-х дня, когда поверхность окончательно затвердеет на солнце, может даже слегка расплавится пенопласт – будет легче отдирать.
Потрошение в процессе
Отдирание ПВА от пластика с размачиванием в воде
Очищенная поверхность – серая. Белое – гипсовая шпаклёвка, которую надо было содрать
Намучился вот с этим….
Наконец оболочка очищена. Весит всего 3.5 кг, и довольно прочная. Рёбра жёсткости не нужны даже
Новый обтекатель по ширине даже уже старого. И места для багажа по бокам почти нет
Отделяю верхний багажник от боковых – тем самым добавляю жёсткость. Вся конструкция будет висеть на этой полке
Склеиваю края внешней и внутренней оболочек (залазить в ту узкую щель было очень неудобно. Хорошо, что прорубил такие огромные “дверцы”)
Начало установки на лигерад – склеивание оболочек
“цилюлитная” поверхность…Всё-таки надо делать мтарицу!
Отремонтировал матрицу для изготовления минипартии передних обтекателей.
Матрица теперь разборная
Белые точки – были вмятинами и выбоинами
Восстановленная поверхность
52 коментарі до “Обтекатели “Комета” – галерея изготовления”
Про строительный фен.
Для термообработки композитов на эпоксидной основе важно выдерживать определенный режим. Нагрев производить 10 градусов в час. Превышение температуры над начальной 55-60 градусов. И выдержка при этой температуре 10 часов.
Важно!!! Перегрев ведет к потере прочности и излишней хрупкости.
Я видел в передаче про самолёты, что затвердевшие фюзеляжи выдерживали сутки при температуре 120 градусов.
Но в данном случае я работаю с полиэфирной смолой. Она и без нагрева отлично затвердевает, а полученный пластик довольно упругий и прочный. Мне нравится больше, чем то, что я получал с эпоксидной и стеклотканью (там получается более хрупкий)
Про самолёты – там используют препреги.
Там совсем другие смолы и поэтому другие температурные режимы.
Отшлифовал уже чуть больше половины поверхности (в основном электрошлифовалкой). Всё идёт хорошо. Есть некоторые мелкие дефекты, но по площади они меньше горошины и их легко будет зашпаклевать. Есть вероятность, что дня через 2 первый болван будет полностью отполирован и готов к следующему этапу – созданию матрицы.
Наждачной кольцевой лентой шлифовал?
А полируешь чем?
Шлифовал вибрационной шлифовалкой. Кольцевая не годится – у неё твёрдая нижняя поверхность. Она только для плоскостей подходит. А у вибрационной подложка из пенорезины и она как раз хорошо проходит выпуклости, и кое-как вогнутости тоже. Но в данном случае дно жёлоба я шлифовал вручную – машинка туда на влезает.
Полировал полировочной пастой №100 и болгаркой с войлочным кругом.
Первый болван готов!
Класс!
На сколько быстрей получилось по сравнению с предыдущими болванами за счет использования шлифмашинки и болгарки?
Дня на 2. В общем получилось быстрее по тому что на этот раз я ни с чем почти не экспериментировал
Сделал примерно половину матрицы. Ещё осталось наклеить один армирующий слой и “отрывные петли” (передставляют собой места, куда можно привязать верёвку на поверхности матрицы). Они нужны, чтобы противодействивать усадке пластика при затвердевании. После отвердевения матрица намертво прижмётся к болвану в том месте, где она круговая – на носу. Я планирую подвесить всё за петлю на носу, и потом отрывать фрагментами поверхность матрицы от болвана, впуская под неё воздух. Как только вся поверхность отклеится – болван должен выпасть из матрицы.
Затем нужно будет вернуть матрицу на болван и наклеить “сетку жёсткости” из объёмных ребёр, обрезать края и матрица будет закончена.
Судя по тому, как не хотела смола ложиться на поверхность – разделительный слой в порядке. По обезжиренной поверхности она ложиться сколь угодно тонким слоем без проблем.
На у теперь самое время заняться задним болваном.
Первые пробы показывают, что поверхность болвана предпочитает отрываться от пенопластовой подложки вместе с матрицей, а не отходить от матрицы (от неё тоже отходит, но уже потом). Надо было перед нанесением слоёв смолы на гипс положить один слой стекломата… А теперь нет даже смысла пытаться спасти болван. Придётся его выпотрошить.
Так что планы слегка меняются – укрепляем матрицу до полной готовности ещё на болване, а потом разрушаем болван изнутри.
Учту это для заднего болвана. Он по технологии обязан пережить хотя бы 2 съёма.
Смолу заказал, но её не успею привезти до праздников. Значит у меня будет время “подтянуть хвосты” по предыдущим проектам.
А какой разделительный слой?
Восковые мастики для полиэфирки не годятся!
Разделительный воск Hi-Low. С ним всегда получалась глянцевая поверхность, хотя отходит не очень легко.
Для полиэфирки разделительный слой – поливиниловый спирт.
Технолог мне объяснял, что можно и воском, но на спецаильном растворителе…Я все сидения делал на этом воске и всё без проблем.
В любом случае поливиниловый спирт уже заказал.
Алексей, извини за вопрос, но матрица разъемная?
Передняя будет не разъёмной. Когда извлеку из неё болван – вклею в нос трубку для подключения компрессора – чтобы легче было снимать обтекатели из матрицы.
Наконец приехала смола, гелькоут, стекломат и поливиниловый спирт.
Сразу небольшие разочарования:
Гелькуот приехал ЧЁРНЫЙ, хотя я заказывал белый. Пока не решил, что с этим делать. Чёрные обтекатели будут опасными ночью, и также сильно греться в жару. Да и зимой тоже не особо заметный. Конечно, можно (и придётся) злоупотреблять отражающими элементами и т.д. Короче ещё не знаю, что делать. Утро вечера, как говорят…
Поливиниловый спирт оказался не таким классным средством, как воск. Как на нём будет вести себя гелькоут я ещё не знаю, но сам по себе это спирт очень похож на клей ПВА. Жидкость при высыхании образует плёнку, которую при желании вполне можно оторвать. То есть повредить разделительный слой довольно легко. Впрочем я ещё просто не привык к нему. Скорее всего с ним будет работать проще, чем с воском.
Я забыл уточнить, что смола нужна для ручного формования, и мне прислали смолу для машинной заливки – она очень жидкая, по этому ещё нельзя использовать в качестве первого слоя. Теперь – только гелькоут… Или заказывать загустител и ждать ещё неделю…. В общем утром решу.
Только что закончил наклеивать последний слой на матрицу. Теперь нужно выколупать из неё болван, потом наклеить рёбра жёсткости (если надо будет) и вклеить съёмники. Я надеюсь всё это сделать завтра, и уже 4-го заложить первый передний обтекатель.
К сожалению над всем проектом опять нависла угроза срыва. Разделительный воск не сработал. Разбираться в чём дело уже просто некогда – 15-го числа я должен прекратить всю веломобильную деятельность по семейным обстоятельствам, как минимум до середины осени, а может и до зимы.
Сегодня по-пытаюсь заложить обтекатель в повреждённой матрице и узнаю, можно ли довести его поверхность до ума уже после съёма.
Извлёк обтекатель из матрицы. Поливиниловый спирт – отличная вещь.Ничего нигде не залипло. Но даже при этом вынуть обтекатель не повреждая не получилось. Всё-же матрица должна быть разъёмной.
Вынутый обтекатель весил 1.8 кг, но по жёсткости был как из картона (ну и поверхность изобилует неровностями). Однако после наклеивания рёбер жёсткость увеличилась раз в 10, при увеличении веса всего на 400 грамм. Так что обтекатель будет ездить, правда пока сделать ещё такие же я не возьмусь – надо подходить к делу более основательно.
Так что сделаю задний в виде прототипа, проведу испытания, сделаю выводы, и тога уже всерьез займусь подготовкой к производству высококачественных обтекателей.
А эти придётся шлифовать и шпаклевать, а потом красить в оранжевый.
Завтра планирую установить задний обтекатель\багажник
А задний обтекатель будет прилегать к сиденью полностью или примерно так, как сейчас на фото?
Будет зазор, иначе локти в него упираются. Я по этому и вырезал его полумесяцем ещё не модели
Алексей! Странно! Гелькоут не предназначен для нанесения в качестве первого слоя на изделие при его формовке в матрице. Он используется для окончательной доводки поверхности БОЛВАНА. Гель – студень, а “coat” в переводе с аглицкого означает одежду, костюм. А в общем случае – покрытие. Пока он застывает, он успевает растечься ровненьким слоем, съев при этом мелкие царапины, которые способствовали бы приставанию стеклопластика к болвану. На болван, покрытый гелькоутом и поливиниловым спиртом смолу намазывать не нужно, более того – нельзя. при нанесении кистью повреждается разделительный слой. На самом деле смолой пропитывают стеклоткань и прикатывают её к болвану. Смола копирует глянец гелькоута. Потом укладывают несколько слоёв стеклоткани, а еще лучше – сэндвич 2 – стеклоткань, стекломат, стеклорогожу для крепости и сразу же приклеивают элементы жесткости. Если разделительный слой не пострадал, то болван из матрицы выколупывать будет не нужно. С помощью клинышков под отбортовку снимают. Матрица, снятая таким образом, имеет зеркальную внутреннюю поверхность. Затем её покрывают слоем ПВС и таким же методом прикатывают первый слой стеклоткани. Читал где-то, что есть такая штука – стекловуаль, стеклянная тоненькая нетканка и что её на первый слой использовать самое то, т.к. она тягучая во всех направлениях и посему очень плотно прилегает к поверхности, копируя любую кривизну. Потом нужное количество слоёв стеклоткани, пропитанной смолой скупым образом. А потом – вакуумный мешок для уплотнения и удаления излишков смолы (как ни скупись, а лишняя всёравно будет :)), и затем – +55-60 градусов для выдержки и более качественного отвердения. Когда полимеризация прошла, обтекатель извлекается из матрицы . Используют и воздух, и воду, и клинышки. Водух, наверное, наилучший вариант, т.к. воду стеклоткань активно “пьет”, а в морозы от этого обтекатель взъерошивается через два-три года. При тонкой стенке обтекателя клинья могут его смять. Для защиты от влаги после всех покрасок – еще и автомобильный лак желателен. Так что удовольствие дороговатое, конечно… Кстати, “Тетива” Ульнноского именно по описанной технологии изготовлялась.
офигенно выглядит но еслиб корпус визуально цельый был. или передний обтекатель наезжал на задний то было бы намного круче и эффективней. дождь тогда не страшен!
Про строительный фен.
Для термообработки композитов на эпоксидной основе важно выдерживать определенный режим. Нагрев производить 10 градусов в час. Превышение температуры над начальной 55-60 градусов. И выдержка при этой температуре 10 часов.
Важно!!! Перегрев ведет к потере прочности и излишней хрупкости.
Я видел в передаче про самолёты, что затвердевшие фюзеляжи выдерживали сутки при температуре 120 градусов.
Но в данном случае я работаю с полиэфирной смолой. Она и без нагрева отлично затвердевает, а полученный пластик довольно упругий и прочный. Мне нравится больше, чем то, что я получал с эпоксидной и стеклотканью (там получается более хрупкий)
Про самолёты – там используют препреги.
Там совсем другие смолы и поэтому другие температурные режимы.
Отшлифовал уже чуть больше половины поверхности (в основном электрошлифовалкой). Всё идёт хорошо. Есть некоторые мелкие дефекты, но по площади они меньше горошины и их легко будет зашпаклевать. Есть вероятность, что дня через 2 первый болван будет полностью отполирован и готов к следующему этапу – созданию матрицы.
Наждачной кольцевой лентой шлифовал?
А полируешь чем?
Шлифовал вибрационной шлифовалкой. Кольцевая не годится – у неё твёрдая нижняя поверхность. Она только для плоскостей подходит. А у вибрационной подложка из пенорезины и она как раз хорошо проходит выпуклости, и кое-как вогнутости тоже. Но в данном случае дно жёлоба я шлифовал вручную – машинка туда на влезает.
Полировал полировочной пастой №100 и болгаркой с войлочным кругом.
Первый болван готов!
Класс!
На сколько быстрей получилось по сравнению с предыдущими болванами за счет использования шлифмашинки и болгарки?
Дня на 2. В общем получилось быстрее по тому что на этот раз я ни с чем почти не экспериментировал
Сделал примерно половину матрицы. Ещё осталось наклеить один армирующий слой и “отрывные петли” (передставляют собой места, куда можно привязать верёвку на поверхности матрицы). Они нужны, чтобы противодействивать усадке пластика при затвердевании. После отвердевения матрица намертво прижмётся к болвану в том месте, где она круговая – на носу. Я планирую подвесить всё за петлю на носу, и потом отрывать фрагментами поверхность матрицы от болвана, впуская под неё воздух. Как только вся поверхность отклеится – болван должен выпасть из матрицы.
Затем нужно будет вернуть матрицу на болван и наклеить “сетку жёсткости” из объёмных ребёр, обрезать края и матрица будет закончена.
Судя по тому, как не хотела смола ложиться на поверхность – разделительный слой в порядке. По обезжиренной поверхности она ложиться сколь угодно тонким слоем без проблем.
На у теперь самое время заняться задним болваном.
Первые пробы показывают, что поверхность болвана предпочитает отрываться от пенопластовой подложки вместе с матрицей, а не отходить от матрицы (от неё тоже отходит, но уже потом). Надо было перед нанесением слоёв смолы на гипс положить один слой стекломата… А теперь нет даже смысла пытаться спасти болван. Придётся его выпотрошить.
Так что планы слегка меняются – укрепляем матрицу до полной готовности ещё на болване, а потом разрушаем болван изнутри.
Учту это для заднего болвана. Он по технологии обязан пережить хотя бы 2 съёма.
Смолу заказал, но её не успею привезти до праздников. Значит у меня будет время “подтянуть хвосты” по предыдущим проектам.
А какой разделительный слой?
Восковые мастики для полиэфирки не годятся!
Разделительный воск Hi-Low. С ним всегда получалась глянцевая поверхность, хотя отходит не очень легко.
Для полиэфирки разделительный слой – поливиниловый спирт.
Технолог мне объяснял, что можно и воском, но на спецаильном растворителе…Я все сидения делал на этом воске и всё без проблем.
В любом случае поливиниловый спирт уже заказал.
Алексей, извини за вопрос, но матрица разъемная?
Передняя будет не разъёмной. Когда извлеку из неё болван – вклею в нос трубку для подключения компрессора – чтобы легче было снимать обтекатели из матрицы.
Наконец приехала смола, гелькоут, стекломат и поливиниловый спирт.
Сразу небольшие разочарования:
Гелькуот приехал ЧЁРНЫЙ, хотя я заказывал белый. Пока не решил, что с этим делать. Чёрные обтекатели будут опасными ночью, и также сильно греться в жару. Да и зимой тоже не особо заметный. Конечно, можно (и придётся) злоупотреблять отражающими элементами и т.д. Короче ещё не знаю, что делать. Утро вечера, как говорят…
Поливиниловый спирт оказался не таким классным средством, как воск. Как на нём будет вести себя гелькоут я ещё не знаю, но сам по себе это спирт очень похож на клей ПВА. Жидкость при высыхании образует плёнку, которую при желании вполне можно оторвать. То есть повредить разделительный слой довольно легко. Впрочем я ещё просто не привык к нему. Скорее всего с ним будет работать проще, чем с воском.
Я забыл уточнить, что смола нужна для ручного формования, и мне прислали смолу для машинной заливки – она очень жидкая, по этому ещё нельзя использовать в качестве первого слоя. Теперь – только гелькоут… Или заказывать загустител и ждать ещё неделю…. В общем утром решу.
Только что закончил наклеивать последний слой на матрицу. Теперь нужно выколупать из неё болван, потом наклеить рёбра жёсткости (если надо будет) и вклеить съёмники. Я надеюсь всё это сделать завтра, и уже 4-го заложить первый передний обтекатель.
К сожалению над всем проектом опять нависла угроза срыва. Разделительный воск не сработал. Разбираться в чём дело уже просто некогда – 15-го числа я должен прекратить всю веломобильную деятельность по семейным обстоятельствам, как минимум до середины осени, а может и до зимы.
Сегодня по-пытаюсь заложить обтекатель в повреждённой матрице и узнаю, можно ли довести его поверхность до ума уже после съёма.
Извлёк обтекатель из матрицы. Поливиниловый спирт – отличная вещь.Ничего нигде не залипло. Но даже при этом вынуть обтекатель не повреждая не получилось. Всё-же матрица должна быть разъёмной.
Вынутый обтекатель весил 1.8 кг, но по жёсткости был как из картона (ну и поверхность изобилует неровностями). Однако после наклеивания рёбер жёсткость увеличилась раз в 10, при увеличении веса всего на 400 грамм. Так что обтекатель будет ездить, правда пока сделать ещё такие же я не возьмусь – надо подходить к делу более основательно.
Так что сделаю задний в виде прототипа, проведу испытания, сделаю выводы, и тога уже всерьез займусь подготовкой к производству высококачественных обтекателей.
А эти придётся шлифовать и шпаклевать, а потом красить в оранжевый.
Завтра планирую установить задний обтекатель\багажник
А задний обтекатель будет прилегать к сиденью полностью или примерно так, как сейчас на фото?
Будет зазор, иначе локти в него упираются. Я по этому и вырезал его полумесяцем ещё не модели
Алексей! Странно! Гелькоут не предназначен для нанесения в качестве первого слоя на изделие при его формовке в матрице. Он используется для окончательной доводки поверхности БОЛВАНА. Гель – студень, а “coat” в переводе с аглицкого означает одежду, костюм. А в общем случае – покрытие. Пока он застывает, он успевает растечься ровненьким слоем, съев при этом мелкие царапины, которые способствовали бы приставанию стеклопластика к болвану. На болван, покрытый гелькоутом и поливиниловым спиртом смолу намазывать не нужно, более того – нельзя. при нанесении кистью повреждается разделительный слой. На самом деле смолой пропитывают стеклоткань и прикатывают её к болвану. Смола копирует глянец гелькоута. Потом укладывают несколько слоёв стеклоткани, а еще лучше – сэндвич 2 – стеклоткань, стекломат, стеклорогожу для крепости и сразу же приклеивают элементы жесткости. Если разделительный слой не пострадал, то болван из матрицы выколупывать будет не нужно. С помощью клинышков под отбортовку снимают. Матрица, снятая таким образом, имеет зеркальную внутреннюю поверхность. Затем её покрывают слоем ПВС и таким же методом прикатывают первый слой стеклоткани. Читал где-то, что есть такая штука – стекловуаль, стеклянная тоненькая нетканка и что её на первый слой использовать самое то, т.к. она тягучая во всех направлениях и посему очень плотно прилегает к поверхности, копируя любую кривизну. Потом нужное количество слоёв стеклоткани, пропитанной смолой скупым образом. А потом – вакуумный мешок для уплотнения и удаления излишков смолы (как ни скупись, а лишняя всёравно будет :)), и затем – +55-60 градусов для выдержки и более качественного отвердения. Когда полимеризация прошла, обтекатель извлекается из матрицы . Используют и воздух, и воду, и клинышки. Водух, наверное, наилучший вариант, т.к. воду стеклоткань активно “пьет”, а в морозы от этого обтекатель взъерошивается через два-три года. При тонкой стенке обтекателя клинья могут его смять. Для защиты от влаги после всех покрасок – еще и автомобильный лак желателен. Так что удовольствие дороговатое, конечно… Кстати, “Тетива” Ульнноского именно по описанной технологии изготовлялась.
офигенно выглядит но еслиб корпус визуально цельый был. или передний обтекатель наезжал на задний то было бы намного круче и эффективней. дождь тогда не страшен!