ВИДЕО:
Первый действительно серийный лигерад (то есть уникальные детали, такие как вилки, рули, рамы, сидения взаимозаменяемы в пределах серии – 5 экземпляров и прототип). В ходе изготовления были сделаны стапели почти для всех элементов.
При проектировании применялось 3-х мерное моделирование. Благодаря этому геометрия рамы получилась близка к идеальной.
Лигерады первой серии продаются в виде фреймсэтов по очень низкой цене с целью популяризации HPV техники и приобщения людей к самостоятельной сборке.
Параметры собранного лигерада (пример с колёсами 20 и 24 дюйма):
Вес: 20 кг
Длина: 183 см
Ширина:(по рулю) 72см (по сидению -30см)
Высота сидения: 64 см
Высота подголовника: 124 см
Описание фреймсета, технических решений, а также по вопросам приобретения здесь
Галерея изготовления серии здесь
Изготовление прототипа здесь
Испытания прототипа ЗДЕСЬ
Общие ходовые характеристики:
Достоинства:
Получился весьма удобный, быстрый, но в то же время маневренный и комфортный лигерад с интуитивно простым управлением. Отлично проходит разбитый асфальт при широких колёсах и мягкой передней вилке, даже если колёса малого диаметра.
Можно применять разные стили езды – чёткой спецификации нет.
Недостатки: нарушение развесовки при загрузке багажника. Это меняет характер управления, по этому грузить больше 15-ти кг на зад нежелательно. Для решения этой проблемы будет разрабатываться нижний багажник, груз в котором не будет нарушать развесовку и мешать управлению.
При падении есть вероятность повредить руль (впрочем, это относится ко всем лигерадам с рулями типа “Аватар” и “Супермен”). Лучше не бросать лигерад на землю, особенно с грузом.
Перспективы доработок:
Разборный руль, уменьшить габариты багажника, применять трубу сo стенкой 1 мм вместо 1.5 для задней вилки.
Алексей, прими мои поздравления! Меня радует сам факт выпуска целой серии фреймсетов для сборки лигерада, пусть и совсем небольшой серии. А еще больше радует то, что часть фреймсетов уже заказана. Значит, вся работа по созданию “Колумба-2” делалась не зря! Даже с первого взгляда можно заметить много улучшений “Колумба-2” по сравнению с “Колумбом-1”.
К “перспективам доработок” я бы добавил вот что: разработать технологичную в производстве и удобную в эксплуатации подножку для этого лигерада. Или этот пункт не входит в твои планы?
Еще меня интересует такой вопрос: Алексей, скажи пожалуйста, почему в “Колумбе-2” ты отказался от прокладывания тросиков вдоль рамы с помощью упоров (как это сделано на моем лигераде), и вернулся к цельным оболочкам?
Да, подножка нужна. Наверное она будет устанавливаться на нижний багажник, так как тот багажник будет в 30-ти см от земли или даже меньше, то есть удобно будет поставить “А” – образную подножку.
На счёт тросиков. На “Колумбе” (SN:2) Юры Круглия я использовал позаимствованную технологию (посмотрел на немецком велосипеде), но то ли что-то не так сделал, то ли там просто такие особенности из-за слишком жёстких рубашек – тросики ходили довольно туго. Может со временем притёрлись – надо спросить у Юры. Но он сам писал, что переключался не срабатывала в обратном направлении. Я думаю что это именно из-за этих упоров. Для тормозов они больше подходят.
На твоём (SN:3) я использовал куочки профильных трубок. Это более функционально, но внешний вид получается не совсем привычный. Кроме того и тот и другой способы влекут за собой много последующей обработки (шпаклёвки и шлифовки), а это уже не вписывалось в бюджет, так как трудозатраты надо тоже оплачивать.
В будущем я хочу наделать “бочёнков” для прокладки тросиков (заказать токарю, или самому выточить, если напроситься к кому-нибудь на станок). Это будет более технологично.
А есть хотя бы приблизительные эскизы нижнего багажника? Очень хочу их видеть! Для меня этот вопрос тоже актуален – и нижний багажник, и подножка. На данном этапе я остановился на варианте сделать боковую подножку с левой стороны, по образу и подобию боковой подножки китайских мопедов. Однако, если будет нижний багажник, тогда действительно лучше ставить А-образную центральную подножку, которая мне нравится намного больше, чем боковая.
Можно делать так, как сделал я – использовать регулировочные винты-упоры со сквозным отверстием для тросика (такие применяются на ручках тормозов). Они продаются отдельно, и стоят недорого. Посмотреть можно, например, на этой фотографии.
Для их установки достаточно будет приваривать в нужном месте квадратную пластину с отверстием – не обязательно использовать квадратный профиль.
Привіт. Мені від тросів, які були закріплені з допомогою упорів довелось відмовитись, бо це реально затрудняло переключення. Коли поставив суцільні оболочки все стало просто супер. На даному етапі думаю це оптимальний варіант.
А “Колумб-2” це просто суперська штука. КЛАС!!!
Ясно. Большое спасибо за отзыв. Интересно, что с обычными (не специальными) рубашками всё хорошо переключалось. А когда уже перед отправкой купил дорогие специальные – начались проблемы. Но я тогда думал, что они “привыкнут” к своим положениям и будут нормально работать. Там проблема в том, что рубашка пытается выйти из упора в сторону из-за своей жёсткости, а не даёт ей этого сделать сам тросик. Получается эффект ножниц. Если на тросе такой упор один или два – то всё в порядке. Но если их 4 то уже начинает туго ходить.
Наконец-то теперь и у меня есть красивый лигерад 🙂 🙂 А то вечно езжу на обшарпанных 🙂 🙂 После появления у меня “Колумба” по месту езжу только на нём. М-3 слишком долго выкатывать из гаража 🙂 Да и по колдобинам и грунтам на нём ехать намного удобнее и комфортнее. На М-3 теперь езжу только далеко.
На Вело-Моби-фест планирую приехать на поезде с “Колумбом” в чехле. С обтекателями в таком походе нет смысла возиться.
Делается по-любому не зря. Теперь я имею представление о том, что такое мелкосерийное производство, как это вообще делается. Знаю, что нужно доработать и какое оборудование надо купить (нужен инвертор с аргоновой горелкой).
Честно говоря, мне хотелось бы иметь у себя не один такой лигерад – чтобы было на чём ездить в походы большой компанией.
Первая серия нацелена на популяризацию. Хотя я вижу, что как бы дёшево ни было, всегда найдутся те, что хотел бы ещё дешевле. Но при этом другие думают,что раз дёшево – значит некачественно. В общем в экономических делах не всё поддаётся расчёту, как выяснилось. Однако я надеюсь на то, что эти фреймсеты попадут именно к тем людям, кому нужен хороший лигерад, а не модная дорогая игрушка.
Алексей, а какая развесовка по осям ( передняя/задняя) ?
Задумывалось что будет 50:50, если без груза. Но реально взвесить пока нечем.
Разобрал свой пружинный “амортизатор” чтобы смазать, вернее наполнить “цилиндр” солидолом (чтобы не скрипел), и увидел надпись на пружине “850 LBS” чем бы ни были эти LBS, но это жёсткость пружины.
Наконец то собрал Колумб-2. Пока на колесах 24/28. Коротенькое видео результата:
http://youtu.be/TQLcpMfSbZo . Алексею громадное спасибо за фреймсет!
Большое спасибо за видео!!!
Как для первого раза – держитесь очень уверенно.
Сегодня тестировал лигерад и себя в экстремальных условиях.
Накатал 81 км http://ru.wikiloc.com/wikiloc/view.do?id=2967654
Первую половину пути ехал против ветра, вторую боковой и попутный.
Время движения 04:01
Время остановок 00:28
Средняя скорость движения 20,4 км/ч
Средняя скорость общая 18,2 км/ч
Неплохой результат получился. Правда на половине пути стали судороги прихватывать в тех местах, которые по видимому нужно накачать 🙂 На контактных педалях еще не решаюсь ездить. Но думаю позже попробую.
Отлично! контакты реально повысят и и эффективность и комфорт – на поясницу нагрузки почти не будет.
Да, я тоже заметил, что мышцы работают по другому чем на велосипеде. Нужно еще вкататься.
Еще меня беспокоит, что на лигираде как то сам собой получается более низкий каденс – опасаюсь перегрузить больное колено.
Вот еще фото самого агрегата http://s48.radikal.ru/i121/1206/92/34a8b06c53e2.jpg
На самом деле ездить пока получается не идеально. Вот тут видно как я виляю http://www.youtube.com/watch?v=WlKzabnzROw
Держать равновесие лежа непривычно. И еще Колумб как любой короткобазный аппарат имеет очень чуткий руль. Оказалось непривычно и не совсем просто приучить себя рулить заваливая аппарат на котором лежишь.
Но что сразу заметил – средняя скорость выше чем на МТБ. Встречный ветер, на МТБ держать можно 18-20 км/ч, а тут 22-24 без особого напряга.
Значит нужно просто напоминать себе использовать более низкие передачи. Вообще считается, что каденс на лигерадах наоборот более высокий.
Спасибо за фото!
Добавил новые фото и видео в запись про Колумб-2
И у меня на технике с упором спиной – лигерады, веломобили постоянно получается более низкий каденс, чем на велосипеде.
С некоторых пор стал обращать на это внимание и напоминать себе ездить на б”ольших (ударение на первый слог) оборотах педалей. Колени надо беречь.
А по настоящему вкатываешься день на четвёртый регулярного катания.
Удачи всем!
Алексей, обалденный получился видеоролик! А “старт с пробежки” на лигераде – это вообще для меня новое – ничего подобного я нигде не видел! Да и переезд через кирпичи тоже весьма впечатляет…
Я тоже недавно выяснил, что можно запрыгивать на ходу. Ещё выяснил, что для преодоления препятствия типа бордюра надо совершить определённый рывок в кресле (руль на себя\вверх, спиной упор в сидение). Нужно потренироваться, но в итоге получается заехать на довольно высокий бордюр. Правда получается не всегда так что шансы при этом грохнуться довольно большие. На ровной дороге таким рывком оторвать переднее колесо от земли у меня не получается (если без груза в багажнике), но с рывком заезжать на кирпичи было намного легче, иногда получалось вообще без удара по переднему колесу. Правда лучше не злоупотреблять этими приёмами.
Старт сходу можно применять для быстрого разгона. А сход с лигерада на ходу очень полезен, например при подъезде к магазину, да и смотрится эффектно 🙂
Новые крайности. Сегодня поставил Колумб на колеса 20/28 http://s019.radikal.ru/i601/1206/1f/81cf3bb56a86.jpg
Аэродинамика наверняка пострадала, но стало очень просто и удобно садится, вставать, стартовать. С легкостью сделал финт Алексея, когда блокируешь переднее колесо, поднимаешь заднее и разворачиваешь аппарат на 180 градусов.