Проснулся я ранним утром, когда солнечные лучики стали заглядывать в нашу палатку. Я вдохнул свежий морской воздух, и сонливость сразу как рукой сняло. Тихонько вылез из палатки и отправился к морю. Море было теплым и спокойным, по его поверхности медленно и лениво катились небольшие волны. Я немного побродил вдоль берега, любуясь окружающими пейзажами.
Затем я прогулялся к ближайшей базе отдыха, на окраине которой виднелся туалет – от нашего лагеря до этой базы было, наверное, метров 300. У меня не было никакого желания справлять естественные потребности, прячась в прибрежных кустах, к тому же эти кусты были до безобразия загажены.
После этой «прогулки» я взял фотоаппарат, видеокамеру и отправился снимать наш лагерь и спящих участников похода.
В этот день мы не спешили с выездом, потому что до запланированного пункта назначения – города Вилково – оставалось не более 20 км. Позже, в конце дня, эта наша медлительность сыграет с нами злую шутку – лагерь придется ставить уже в полной темноте. Но это будет позже, а сейчас мы наслаждались морем и отдыхали.
Нашими “соседями по пляжу” стали отдыхающие из Беларуси – они приехали в Приморское на двух автомобилях. Естественно, лигерады вызвали у них живой интерес – люди расспрашивали нас о нашей технике, о походе. Фотографировались с лигерадами и на лигерадах. Они фотографировали нас, мы фотографировали их.
Наконец решили выезжать. Свернули лагерь, упаковались, поехали. «Гонщики», как всегда, уехали далеко вперед, чтобы присмотреть место для ночевки вблизи Вилково. Я, Алексей и Карина ехали позади всех. На подъезде к городу позвонил Борис и сказал, что наша машина сопровождения застряла в песке, и нужно помочь ее вытолкнуть. Мы развернулись и проехали к тому месту, про которое рассказал Борис. Это была дорожка из бетонных плит, которая проходила через лес и вела к какому-то санаторию. Место для постановки лагеря было выбрано очень красивое – с одной стороны лес, с другой – большое озеро. Вот в этом месте и застрял автомобиль Петра Михайловича.
Чтобы запечатлеть это интересное действо, я вручил видеокамеру Карине, а сам пошел помогать выталкивать машину из зыбучего песка. Всей командой нам это удалось сделать довольно быстро. Точно так же выкатили на дорогу и прицеп.
Итак, место для ночлега было выбрано, и теперь можно отправляться на экскурсию по Дунаю! Все вместе мы подъехали к большому постаменту с названием города, и сделали общие групповые фото.
После этого отправились в Вилково. Однако, не успели мы проехать и двух сотен метров, как в нос ударила мерзкая вонь. Осмотревшись по сторонам, я увидел, что рядом с дорогой, ведущей в город, располагается свалка. Интересно, о чем думали городские власти, когда определяли место для «городского полигона»? Неужели не нашлось другого места, подальше от главной дороги, ведущей в город? Это было первое мое разочарование городом Вилково, и, к сожалению, не последнее…
Заехали в город. Машина сопровождения ехала впереди, указывая нам дорогу. Я смотрел по сторонам в надежде увидеть аналог Венеции – дома, стоящие прямо на воде. Однако ничего подобного не было и близко – все дома стояли на земле, город Вилково был похож на обычный небольшой украинский городок, разве что через каждые несколько кварталов город пересекали водные каналы. Многие из них были совсем небольшие – буквально два-три метра в ширину. И только некоторые были достаточно широкими для того, чтобы плавать по ним на лодке. Это было второе мое разочарование здесь – ничего похожего на настоящую Венецию я не увидел – ни один дом, ни одно здание не стояло на воде или даже в непосредственной близости с водой.
Наша группа остановилась на перекрестке дорог, чтобы определиться, куда ехать дальше. Я быстро достал фотоаппарат и сделал несколько снимков городского храма, возле которого мы остановились. Храм был действительно красивый и ухоженный.
Потом мы подъехали к лодочной стоянке на берегу довольно широкого канала. По этому каналу часто проплывали экскурсионные лодки.
Петр Михайлович отправился что-то выяснять насчет экскурсии, а нам велел запастись едой и питьем на 4 часа – примерно столько должна была продлиться экскурсия. Рядом с местом нашей остановки как раз располагался продуктовый магазин, и мы все дружно отправились туда делать продуктовые запасы. После этого было время понаблюдать за лодками, плавающими по каналу, и сфотографироваться.
Наконец все вопросы касаемо экскурсии были улажены, и мы отправились на базу местного туроператора. База эта нам очень понравилась: там имелись кемпинг для постановки палаток, автостоянка, чистый ухоженный туалет и прочие «блага цивилизации». Также на территории базы была искусственная заводь, выходившая на Дунай. По берегам этой заводи располагались причалы для экскурсионных лодок и лавочки для рыбалки и отдыха у воды. Территория базы огорожена высоким забором, поэтому здесь можно было спокойно оставлять лигерады, не опасаясь за их сохранность.
Стоимость экскурсий здесь довольно высокая, так что мы выбрали одну из самых дешевых лодок, и как следствие – очень медленную. Однако, в данном случае медленная лодка для нас была даже лучше быстроходной – можно будет в деталях рассмотреть все, что попадется на пути во время экскурсии.
Мы погрузились в лодку, и вот наконец-то экскурсия началась! Когда наша лодка вышла из заводи непосредственно на Дунай, наш «капитан» (он же экскурсовод) показал рукой на дальний берег и сказал: «Вот это – уже Румыния!».
А я сразу же обратил внимание на местных мальчишек, которые ловили рыбу на спиннинг, зайдя в воду по грудь. И тут я вспомнил про свой спиннинг, лежащий у меня в сумке, и уже в который раз пожалел о том, что мы не можем остаться здесь, на Дунае, хотя бы на пару дней, чтобы порыбачить.
Наша лодка направилась к «нулевому километру» по одному из рукавов Дуная. Всего их на территории Украины около десятка, а в Румынии – раза в три больше. Дунай – одна из самых больших и полноводных рек Европы, и перед тем, как слиться с Черным морем, образует обширную дельту со множеством рукавов и, соответственно, островов. Так что наш «нулевой километр» – далеко не единственное место, где воды Дуная вливаются в Черное море. Однако примечательно это место тем, что именно здесь находится Дунайский биосферный заповедник, и именно здесь можно увидеть первозданную природу, не затронутую деятельностью человека.
Мы плыли по реке, и экскурсовод рассказывал нам о здешних местах и людях, живущих здесь. С обоих сторон вдоль берега на островах были видны поселения людей – и красивые дома с ухоженными садами, и совсем ветхие времянки, сбитые из дерева или листов шифера, и даже небольшие туристические базы. И возле каждого из жилых участков обязательно был небольшой причал для лодок – добраться до этих мест возможно только по воде. Лодки тоже были самые разнообразные – встречались и довольно ухоженные моторные лодки, и совсем старые облезлые посудины, и даже большие грузовые «шаланды» (как нам объяснил наш экскурсовод, на таких лодках возят дрова и камыш).
Возле некоторых причалов можно было видеть людей – кто-то готовил лодку к отплытию, кто-то рыбачил, а некоторые товарищи просто сидели у воды и отдыхали. Многие из них здоровались с нашим экскурсоводом. Также мы часто видели вдоль берега разные объявления – в основном предлагали отдых с ночевкой, рыбалку и катание на лодках. Как сказал наш экскурсовод, основной доход здешних жителей – это туризм и рыбная ловля.
Я смотрел на эти места, и меня не покидала мысль: нужно будет обязательно побывать здесь еще раз – вместе со своей семьей. Хорошо было бы остановиться здесь, на одном из этих островов, на несколько дней, и отдохнуть на фоне первозданной природы, на время забыв обо всех «благах» цивилизации: посидеть у воды, размышляя о бренности нашей жизни, порыбачить в тихой заводи, а потом вечером, глядя на звезды, слушать «хор» местных лягушек и сверчков….
Тем временем наш провожатый рассказывал, что на островах, мимо которых мы проплываем, нет электричества, и некоторые местные жители и владельцы баз отдыха пользуются бензиновыми генераторами, которые запускают в вечернее время. И я сразу же подумал – вот оно, самое благоприятное поле для развития альтернативной энергетики на основе возобновляемых источников энергии! Здесь живут люди, люди пользуются электрическими и электронными приборами, но здесь нет электросети! Я смотрел по сторонам в надежде увидеть вышку с ветрогенератором или солнечную панель. Но все мои надежды были тщетны – за все время экскурсии я не заметил ни малейшего намека на их существование в этих местах. Местные жители предпочли вонючие дымящие бензиновые генераторы. Это было еще одно разочарование (совсем небольшое).
Чем дальше мы отдалялись от Вилково, тем меньше было следов цивилизации, реже стали виднеться поселения людей вдоль берегов. Вскоре мы миновали большой щит, установленный на воде, который указывал, что мы входим в зону Дунайского биосферного заповедника.
Дальше началось самое интересное – вокруг была первозданная природа, не затронутая деятельностью человека! Мы плыли по реке, а вокруг, вдоль берегов, протянулись заросли камыша, водяного ореха и других водных растений, и среди этих растений все чаще стали появляться разнообразные птицы – от небольших белых цапель до величественных лебедей. Лебеди, как правило, плавали семьями – пара взрослых птиц снежно-белого цвета, и с ними несколько молодых, которые отличались серой окраской перьев.
Мы заглублялись все дальше и дальше вглубь заповедника, и птиц становилось все больше и больше. Мы могли их наблюдать уже с обоих берегов – лебеди свободно плавали по воде, или сидели в зарослях водяного ореха. Как объяснил наш экскурсовод, водный орех в здешних местах является основным рационом лебедей. А в тяжелые голодные годы это водное растение помогало и людям выжить – его употребляли в пищу, когда никакой другой еды не оставалось.
Наконец на горизонте показалось море! Это значило, что в этом самом месте и находится конечная точка нашей экскурсии – «нулевой километр».
Однако еще до приближения к берегу, по левую сторону от нас мы заметили просто огромные плантации водного ореха, и большое количество разнообразных водных птиц на них. Наш рулевой плавно подвел лодку прямо к зарослям, чтобы мы могли достать эти растения из воды, рассмотреть их поближе и сорвать несколько орехов.
Впереди виднелась песчаная коса, и на ней собралось просто огромное количество самых разнообразных птиц, в том числе тех, которых мы раньше не встречали – там были и пеликаны, и черные бакланы, и другие птицы. Все они сидели рядом друг с другом, плотно заполнив полосу косы. Подойти ближе к этому месте на лодке не было никакой возможности – во-первых, путь нам преграждали заросли водных растений, а во-вторых впереди был установлен специальный знай, запрещающий приближаться по воде к этому месту.
Я попытался сфотографировать этот «птичий базар», однако из-за большого удаления снимки получились не очень четкими.
Наша лодка причалила к берегу острова, на котором и находится тот самый «нулевой километр» – ним оказался простой постамент черного цвета. Конечно же, мы все сфотографировались на память возле этого знака.
Потом мы отправились на другую сторону острова, выходящую в море, чтобы искупаться. Лезть в воду в том месте, где течет Дунай, было категорически запрещено. Причиной тому был рельеф дна, резко уходящий в глубину, и довольно сильное течение. На другой стороне острова был прекрасный песчаный берег и теплое море.
На этом пляже мы провели около получаса. Дольше оставаться было нежелательно, потому что близился вечер, а нам нужно было возвращаться обратно в Вилково, к тому же назад лодка будет плыть против течения – это займет больше времени. Переполненные впечатлениями, мы разместились в лодке и отправились в обратный путь. Назад плыли в основном молча – каждый думал о чем-то своем…
Когда наша экскурсия заканчивалась и мы приблизились к базе, то перед нами открылась восхитительная картина – Солнце приблизилось к горизонту, его красные лучи осветили небо и деревья, солнечные блики играли на водах Дуная… Как зачарованные, мы любовались этой картиной некоторое время, а потом быстро достали свою фототехнику – у кого что было – и стали фотографировать этот замечательный пейзаж. Позже Соло назовет сделанные здесь снимки «самым лучшим шедевром за все время этого путешествия». А я предлагаю вам свою версию пейзажных фотографий «Закат на Дунае»
Это были последние фотографии в этот день. Дальнейшие события развивались стремительно, и нам было не до фотосъемок.
Солнце уже скрылось за горизонтом, когда наша лодка причалила к берегу. На улице было еще более-менее светло, но сумерки надвигались очень быстро. Мы собрались и выехали из базы по направлению к заранее выбранному месту нашей ночевки. Точную дорогу нам показывал Соло – днем он записал весь наш маршрут на свой навигатор, и теперь вел нас назад этим же путем.
Мы ехали через вечерний город по его центральным улицам. Как и во многих других городах, здесь вечером работало много разных кафе и подобных заведений. Возле некоторых из них улице стояли столики, за которыми сидели посетители – в основном молодые люди. Многие употребляли алкоголь. И вот эти самые товарищи (которые нам совсем не товарищи) сопровождали проезд нашей колонны разными нечленораздельными междометиями типа «Оооо!», «Эээээ!», или комментировали увиденное фразами типа «А шо цэ такэ?» и тому подобными. Доброжелательности в их голосе не было ни грамма… Я ехал в конце колонны и прекрасно слышал все эти пьяные голоса. Это было еще одно (последнее) мое разочарование городом Вилково…
Быстро покинуть город нам не удалось. Несколько раз вся наша колонна задерживалась по каким-то техническим причинам, потом мы остановились у продуктового магазина. На улице полностью стемнело, а фонари были далеко не у всех участников. У меня был запасной велофонарь, и я предложил его Карине. В это же время подошел Соло и тоже предложил Карине запасной фонарик. Однако мы так и не нашли место на лигераде Карины, куда можно было бы эти фонарики прикрепить.
Хорошо, что хотя бы задние проблесковые маяки красного цветы были у всех. Мы включили эти маячки и поехали по городу. Я ехал замыкающим, следом за Кариной. На моем лигераде была фара, поэтому я старался держаться недалеко от Карины, чуть левее от нее, чтобы свет моего фонаря хоть немного освещал дорогу и ей. И тут головная часть нашей колонны стала ускоряться. Скорость стремительно увеличивалась, мы неслись по ночному городу почти на пределе своих сил. Я, конечно же, удивлялся – ну зачем так гнать? Однако в тот момент самое главное было не отстать – мы ехали, ориентируясь на красные мигающие маячки впереди идущих. Когда выехали за город, скорость нашего движения еще больше увеличилась, лидеры ушли далеко вперед, и мне их было уже не видно. Мы с Кариной ехали, ориентируясь на маячок Алексея, который уехал немного вперед и держал в поле зрения впереди идущих.
Жаль, что никто в этот момент не снимал нас на видео со стороны. Могу только представить эту картину – на большой скорости по темной дороге несется колонна красных мигающих маячков, причем каждый маячок мигает в своем ритме.
Вскоре наши лидеры доехали до поворота с трассы и остановились. Через пару минут вся наша команда вновь была в сборе. Естественно, последовал разговор на тему «нехорошо так делать». Тем не менее, езда по ночному городу на предельной скорости многим запомнилась как один из ярких моментов этого похода.
В полной темноте мы подъехали к месту нашей ночевки, и здесь нас ждал новый «сюрприз» – тучи комаров! Они были повсюду! Их было столько, что трудно передать словами. Оставив лигерады, мы сразу же бросились доставать антикомариные средства – у кого что было. Мой крем, купленный в ближайшей аптеке за пару дней до отъезда, оказался совсем не эффективным – толку от него не было никакого…
Карина взяла на себя роль «сестры милосердия» – собрала все имеющиеся средства против комаров, и мазала ими всех по очереди. Самым эффективным оказался баллончик с пеной, который привез Сергей Кальченко. Карина активно обмазывала этой пеной лица и руки участникам нашей команды. Особенно забавный вид имел Борис, черная борода которого была измазана белой пеной. Почему-то Бориса комары доставали особенно сильно.
Комары безжалостно атаковали всех, кроме Соло – он ходил с открытыми руками и ногами, и только улыбался, глядя на наши страдания. Да, вилковские комары оказались «патриотами» – пили только украинскую кровь, а россиянина Матушкина они упорно игнорировали 🙂 .
Вот в такой обстановке, в темноте и под атакой полчищ комаров, мы и ставили лагерь. Однако нужно заметить, что действовали мы слаженно, как единая команда, и ручных фонариков было достаточно, так что постановка лагеря прошла быстро и без проблем. Наш «главный костровой» Соло очень быстро разжег костер. Петр и Светлана начали готовить ужин, а остальные разместились вокруг костра в надежде, что дым хоть немного отгонит комаров. Однако дыма испугались далеко не все комары, и близость костра лишь немного уменьшала их количество…
Алексей напомнил мне, что в той палатке, где я ночую, есть большая дыра, образовавшаяся от пламени свечи в одном из предыдущих походов. У меня с собой, помимо всего прочего, были также и нитки с иголкой. Я собирался в поход, руководствуясь «списком вещей, необходимых туристу», который написал Сергей Матушкин, и советами Алексея, и не до конца понимал, зачем нужно брать с собой те или иные вещи. В частности, я не ожидал, что иголка с ниткой мне пригодятся именно в таких обстоятельствах, Как оказалось, очень даже пригодились!
Поэтому сейчас я хочу еще раз поблагодарить Сергея Матушкина за «список необходимых вещей для похода» и Алексея Ганшина – за советы по подготовке к этому велопробегу.
Как только я отошел от костра, комары набросились на меня с собой жестокостью. Быстро, очень быстро я достал нитки, зашил дыру в палатке и вернулся к костру. Ужин был уже почти готов. Петр Михайлович, отгоняя комаров от лица, пошутил: «Хотел я написать песню про эти замечательные места… но из-за этих комаров… ничего, кроме нецензурной ругани, в голову не идет!».
Мы поужинали вкусным супом и сразу же разбежались по своим палаткам. Я буквально пулей влетел в свою палатку и молниеносно закрылся изнутри на все застежки и «молнии», которые там были. Включил фонарик и с удовольствием отметил, что в моей палатке нет ни одного комара! До сих пор удивляюсь, как мне это удалось, но факт остается фактом – ни один комар не успел залететь в мою палатку. Довольный таким ходом событий, я не спеша обустроил спальное место, после чего позвонил домой и рассказал о наших сегодняшних приключениях. Спать я лег с надеждой проснуться как можно раньше, с восходом Солнца, потому что утром меня ждали спиннинг, блесны и лесное озеро!
Этот день оставил у меня самые яркие впечатления за все время путешествия. Мы увидели много нового, интересного и неожиданного. Были как приятные моменты (утро на пляже, прогулка по Дунаю на лодке, Дунайский биосферный заповедник), так и элементы экстрима (застрявшая в песке машина сопровождения, гонка по ночному городу, постановка лагеря в темноте, атака комаров). В общем, событий и впечатлений было столько, что их могло хватить и на несколько дней!
В статье использованы фотографии: мои и Сергея Матушкина.
Да, большой получился рассказ… Пока писал – вроде как заново прожил этот день!
Доброго дня! Игорь!Спасибо за хороший рассказ!
С удовольствием его прочитал,гамма положительных эмоций! 🙂
фото заката замечательны! Солидарен с Юрием, прочтя испытал положительные эмоции)
Очень классно написано!
Красиво и познавательно !