Сборка лигерада “Колумб” (часть 3)

Часть 3 – Комплектующие

Задняя перекидка

Итак, изначально от Алексея я привез фреймсет. т. е. основу для сборки лигерада.  В состав фреймсета вошло вот что:
1. Рама
2. Кареточный вынос
3. Передняя амортизационная вилка (заводская)
4. Задняя вилка
5. Руль
6. Рулевой вынос с болтом.
7. Багажник
8. Сиденье (полностью в сборе)
9. Натяжной ролик цепи с осью и шайбами.

Все остальное мне нужно было купить. Я решил выбирать комплектующие средней ценовой категории, и рассчитывал потратить на все покупные запчасти около 1000 грн. или немного больше. Понятное дело, что каждый делает оптимальный выбор именно для себя, для своих текущих обстоятельств, и я не исключение.
Итак, начнем по порядку:

1. Передняя система (шатуны и звезды) – взял самую обычную недорогую систему от МТВ со звездами 48-38-28 и стальными шатунами. Обошлась она мне около 50 грн. Думаю, мне ее хватит надолго – в гонках на скорость я участвовать не собираюсь, а для повседневной езды и походов такой системы будет достаточно.

2. Кареточный картридж – закрытый, на промподшипниках, стоимостью 45 грн. (один из тех, которые сфотографировал Алексей в веломагазине, в этой статье.

3. Педали – я искал только литые алюминиевые. Пластиковые или собранные из штампованных жестянок я даже не брал в расчет. Нашел подходящие за 40 грн. Видел почти такие же за 50-60 грн – на них разве что шипы чуть крупнее, да покрашены они в разные цвета более дорогой и качественной краской.

Педаль литая алюминиевая

4. Цепь – марки Z30, по 30 грн за штуку. На “Колумб” их нужно три, так что на цепи я потратил 90 грн.

5. Амортизатор – я взял обычный пружинный от МТВ, с закрытой пружиной. Обошелся он мне в 45 грн. Гидравлические и газовые амортизаторы стоят в несколько раз дороже, поэтому в мой нынешний бюджет не вписываются.

6. Передняя перекидка – на мой “Колумб” нужна обязательно с верхним креплением (чтобы хомут, крепящий перекидку к раме, был в верхней ее части) и с нижним вводом тросика. Из-за собственной невнимательности я два раза брал не ту перекидку – приходилось идти и менять. Стоимость этой запчасти – 20…25 грн.

Передняя перекидка

7. Задняя перекидка – Shimano SIS, понравилась хорошим качеством при приемлемой цене (60 грн).

Задняя перекидка

8. Задняя кассета (звездочки) – выбрал Shimano на 7 звезд со стандартным диапазоном 14…28 зубов. Стоит такая кассета у нас 65 грн. Можно было купить и более дешевую “безымянную” за 35-40 грн., но эта понравилась намного более тихим “треском”, да и качеством изготовления тоже.

9. Втулки – выбирал только алюминиевые на промподшипниках. Передняя обошлась в 40 грн, задняя – 60 грн.

10. Спицы – я брал обычные, по 40 коп. за 1 шт. Хотел найти усиленные (большей толщины), но ни в одном магазине или  торговой точке их не было ни на 20″, ни на 26″. Почему-то все завозят усиленные спицы только на дорожные велосипеды с 28″ колесами. Неоднократно мне предлагали спицы из нержавейки по 3 грн за 1 шт., но я не стал их брать.

11. Обода. С 26″ ободом на заднее колесо проблем не было – они всегда имеются в продаже, причем самых разных разновидностей – есть из чего выбрать. Оно и понятно – это стандартный размер колеса для подавляющего большинства велосипедов МТВ. Я выбрал себе трехслойный алюминиевый обод, и обошелся он мне в 80 грн.

А вот найти передний обод на 20″ было очень сложно, как и предупреждал меня Алексей. В продаже попадались либо простые однослойные жестяные обода, либо обода для ВМХ по очень негуманным ценам. Нормальный двухслойный алюминиевый обод на 20″ я нашел только в одной торговой точке в городе Красноперекопске, и то – отдельно ободов в продаже не было, пришлось покупать колесо в сборе. Обошлось оно мне в 120 грн. Правда, я его все равно разобрал и заменил на нем втулку – поставил на промподшипниках.

12. Покрышки и камеры. Дешевые покрышки низкого давления (до 2,5 атм.) я отбросил сразу, равно как и очень дорогие профессиональные (которые рассчитаны на давление до 7-8 атм. и стоят от 200 грн.). Решил выбирать из тех, которые имеют рабочее давление 4,5 атм и ценой до 100 грн. – благо, таких покрышек сейчас в продаже более чем достаточно.
Слава Богу, в отличие от ободов, с покрышками на 20″ никаких проблем не было. Как и советовал Алексей, я искал покрышки с универсальным дорожным рисунком. Нашел подходящую довольно быстро – фирмы CST, 20х1,95 по цене 40 грн.

Передняя покрышка

Протектор передней покрышки
А вот на 26″ покрышки с таким же рисунком протектора мне не встретились. В итоге я остановился на резине Kenda – полуслик 26х1,95 (центральная дорожка без протектора, а по бокам – грунтозацепы). За нее я отдал 75 грн.

Задняя покрышка

Протектор задней покрышки

Камеры я хотел найти с антипрокольным гелем, но нашел такую только на 26″ (она обошлась мне в 40 грн)
Переднююю 20″ камеру пришлось брать обычную – значит, сам залью в нее гель.

Флиперы (ленты на обод) стоят 4 грн. резиновые и 5 грн. пластиковые.

13. Грипсы – самые обычные, черного цвета с мелким рельефом, купил за 10 грн. Выбирал, основываясь на собственных ощущениях типа “приятно держать в руке или не приятно”.

14. Манетки (шифтеры) – вот с ними у меня было больше всего сомнений и колебаний. Выбирал долго и тщательно, сомневался, несколько раз менял свое мнение… Простые фрикционные манетки ставить не хотелось – несмотря на их надежность и “неубиваемость”, индексные переключатели все же более удобны. Искал я индексные манетки Shimano SIS, но так и не нашел. Попадались и дешевые индексные манетки непонятно какой китайской фирмы – брать я их не стал, ибо качество исполнения этих деталей оставляло желать лучшего. Всегда в продаже есть большой выбор грипшифтеров – переключателей, которые переключают передачи поворотом рукоятки вокруг руля. И ценовой диапазон их довольно большой. Однако у многих моих знакомых, имеющих недорогие МТВ, такие вот грипшифты чаще всего поломаны, и не раз я слыщал жалобы на их ненадежность. Я понимаю, что среди множества переключателей этого типа есть и достаточно хорошие, но все же рисковать не стал. В результате, после долгих сомнений и раздумий, мой выбор остановился на полуавтоматах Shimano Tourney. Конечно, они не совсем вписывались в мой бюджет (за комплект из двух переключателей я отдал 180 грн.), но надеюсь, что они меня не подведут.
Полуавтомат на руле

15. Тормоза – обычный комплект V-brake, который обошелся мне в 65 грн. Из-за использования полуавтоматов от этого комплекта остались неиспользованными тормозные ручки на руль – ничего, пригодятся мне для следующей моей конструкции.

16. Крылья (грязевые щитки) – понятное дело, что для лигерада не совсем походят те, которые спроектированы для велосипеда, поэтому я изначально рассчитывал на их переделку. Покупать дорогие металлопластиковые грязевики по 90…120 грн за штуку для того, чтобы их потом порезать – естественно, не хочется. Но и ставить “жестянки”, которые поржавеют через год и под которые быстро набивается грязь – тоже нет смысла. В результате я приобрел сразу два комплекта дешевых пластиковых крыльев (переднее короткое, заднее раза в два длиннее) по 20 грн за комплект. На таких не жалко ставить эксперименты – порезать, склеить и т.п.

17. Подножка – тяжелый вопрос… Изначально я хотел сделать себе центральную подножку – такую же, как на лигераде “Black Bird”, но рама уже покрашена, да и сварочный аппарат свой я еще не доделал, значит буду выбирать из того, что можно купить готовое и приспособить к “Колумбу”. На момент написания этих строк вопрос с подножкой еще не решен. Наверное, найду что-либо подходящее, когда в очередной раз побываю в городе. Несколько раз я видел на некоторых МТВ раздвигающуюся (телескопическую) подножку, которая крепится не к оси заднего колеса, а к раме – вот такую и буду себе искать. Ну а ставить на свой лигерад те подножки, которые местные предприниматели возят для простых дорожных велосипедов, нет никакого желания…

P. S.

Как видно по фотографиям, лигерад мой уже почти собран. Так что в самые ближайшие дни ждите четвертую часть моей летописи статьи – “Сборка”. После этого планирую написать еще две части – “Аксессуары” и “Светотехника”.

Ну и напоследок – парочка фотографий моего “Колумба” в его нынешнем состоянии на момент написания этих строк (сборка еще не закончена):

19 коментарів до “Сборка лигерада “Колумб” (часть 3)

  1. Просто любуюсь тем, как ты обработал швы…Жаль, что это отнимает так много времени, что не годится для серийного выпуска.
    Ещё кое-что – для точной работы этих индексных переключателй тебе надо было покупать рубашки для тросиков с продольным расположением нитей, а не со спиральным, как для тормозов. Ещё ты ничего не написал про зеркала, а они нужны обязательно.

    Вообще выглядит всё бесподобно. Вот что значит потратить не один месяц на сборку!

  2. Цепь KMC Z30 предназначена для 5-6 скоростных трещоток. Как она, нормально переключается по 7-скоростной?
    Кстати, это исторически так сложилось, что в Украине переключатели называют перекидками? Я впервые такое название от кого-то из украинцев на веломобайл.орг услышал.

  3. 1. Рубашки тросиков я могу поменять без проблем – нужно всего лишь найти, где у нас такие продаются. Этой тонкости (про продольное расположение нитей) я просто не знал…
    2. Зеркала, конечно же, есть, просто я про них не упоминал в этой статье. Причина простая – про них я напишу в статье “Аксессуары”, равно как и про велокомпьютер, портативный насос и многое другое.
    3. По поводу “бесподобного вида” – спасибо за столь похвальные отзывы, конечно же, но нет предела совершенству – когда сделал какую-то часть работы, всегда приходит понимание, ЧТО и КАК можно было сделать ЕЩЕ лучше 🙂

  4. 1.По поводу цепи: на 5-6 скоростей она рассчитана в стандартном варианте на классическом велосипеде. А на лигераде работают не одна, а три цепи одновременно, и расстояние между звездочками (или между натяжным роликом и звездочками) больше, чем на велосипеде, так что угол перегиба цепи получается даже меньше расчетного рабочего для Z30.
    2. По поводу “перекидок” и переключателей”. Мы (программисты) не любим неоднозначные определения, знаете ли 🙂
    Мне больше нравится термин “перекидка” по той причине, что он однозначный и недвусмысленный – явно указывает на то, что это устройство для перекидывания цепи. А вот “переключателем” иногда называют как перекидку, так и манетку (шифтер) – кому как нравится. По крайней мере я не раз встречал такое…

  5. честно признаться понравились крепления тросов и рубашек, вернее что есть возможность более тонкой настройки!!!

  6. Ничего сложного – это простые регулировочные головки от ручек тормозов. У нас они продаются отдельно по цене 2 грн. (0,25$) за 1 шт.

  7. Супер!!!Как заводской!И комплектующие отличные!А вот полуавтоматы могут и отказать,особенно левый…

  8. Це реальний супер. Комплектуючі покажуть себе в роботі (експлуатації). Тому це питання часу.
    А все решта – супер!!!

  9. А. Класно, просто дуже класно, що є захист перекидки. Бо коли падаєш, особливо на бруківці, страшнувато за перекидку.

  10. Да, поспел и уже обсыпается. У нас это дерево и его плоды называют по-другому – “шелковица”.

  11. Комплектующие я выбирал, исходя из оптимального соотношения “качество/цена”. Насчет “как заводской” – я все же считаю, что до уровня твоего “Андроида” я еще немного не дорос… Зато у меня есть цели и смысл для дальнейшего развития.
    Ну а если откажут полуавтоматы – что ж, попытаюсь отремонтировать, а если не получится – поменяю на манетки (буду выбирать индексные). Не ломается лишь то, что вообще не работает. Я до сих пор не знаю, какие из манеток/шифтеров было бы оптимальнее всего использовать на моем лигераде. Время покажет – в любом деле опыт приходит не сразу…

  12. Юрію, мені здається, що твій “Колумб” виглядає нічим не гірше мого. З приводу комплектуючих – згоден повністю! Лише час покаже, что я зробив не так 🙂

  13. А мене більш турбує цілісність напівавтоматів. Мені здається, що при падінні “Колумба” основний удар прийдеться на руль, і тому є великий шанс просто розбити один з напівавтоматів. Як його захистити при падінні – я ще не придумав.

  14. Недавно на “Самурае” упал – ободрал бедро (таз). Больше ничего не постадало.

  15. Игорь , прими мои поздравления за отличную работу!!!
    А по поводу безопасности шифтеров рекомендую писмотреться к такому варианту: Манетки Shimano SL-RS35 (3х7), Tourney – это базовые манетки типа “ревошифт”. Переключение осуществляется с помощью проворачивания манетки вокруг руля

Коментарі закриті.