Наконец я собрал все детали и почти все материалы, чтобы начать делать первый действительно серийный лигерад – “Колумб-2”.
ОПИСАНИЕ:
Это проект универсального фреймсета, на основе которого можно собрать три типа лигерада:
1 – городской
2 – походный
3 – шоссейный
Это достигается за счёт замены колёс и передних вилок. Задняя вилка имеет два посадочных места под колёса диаметром 26 и 28 дюймов. При этом посадочные места сделаны таким образом, чтобы угол наклона сидения не изменялся в зависимости от выбранного диаметра.
Впереди, благодаря прямой раме и большому расстоянию до шатунов, можно поставить более 5-ти типов вилок и 3 варианта диаметров колёс
1 – мягкая вилка на 20 дюймов и колесо на 20 дюймов.
2 – Мягкая вилка на 24 дюйма и колесо на 24 дюйма
3 – Мягкая вилка на 26 дюймов и колесо на 26 дюймов
4 – Жёсткая вилка на 28 дюймов и колесо на 28 дюймов
5 – Жёсткая вилка на 26 дюймов и колесо на 26 дюймов
Жёсткие вилки на 20 и 24 тоже можно ставить, но при этом лигерад получается слишком наклоненным вперёд, хотя для городского варианта и это подойдёт.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
На фото первый прототип “Колумб-2”. Сзади колесо на 28 дюймов, впереди на 20 или на 26.
В начале я делаю прототип, испытываю СУЩЕСТВУЮЩИЙ СТАПЕЛЬ (сегодняшняя сборка показала, что все основные углы стапель дал чётко), затем дорабатываю недостающие элементы стапеля (такие как центры вилки и креплений сидения). Дорабатываю мелкие стапели и шаблоны (например кондуктор положения рожка каретки, на который крепится передний переключатель, а также шаблон левого петуха – делаю на нём крепление под дисковый тормоз), доделываю стапель руля.
Серийность этой модели заключается в том, что основные детали с одного лигерада можно будет без переделок ставить на другой из этой же серии. Это касается кареточных узлов, задних вилок, рулей, багажников, сидений, отжимных роликов.
Руль также будет доработан. В этой версии лигерада руль находится не над коленями (как на первых “Колумбах”), а перед ними. Прототиповский руль имеет слишком слабый вынос вперёд. Он будет доработан, испытан, потом на его основе будет сделан стапель для серийного изготовления руля “Супермэн”. Этот тип руля наиболее подходящий для этого лигерада. Я пробовал ставить “Хомяк” – управляемость ухудшается и требуется гораздо больше времени, чтобы научится ездить “на хомяке”. А вот с “Супермэном” ездить очень легко, практически все садятся и едут с первой попытки.
Крепления для V-Brake будут походить для обоих диаметров заднего колеса (26 и 28), а крепление под дисковый тормоз будет расположено напротив колеса на 26.
Ещё одно усовершенствование 2-й версии – съёмный багажник. Вернее не сам багажник, а вынос багажника. Это уменьшает длину рамы на 34 см, что очень полезно для перевозки лигерада, например, в поезде. Кроме того это уменьшает габариты упакованного фреймсэта, что снижает стоимость его доставки.
Первая серия лигерадов “Колумб-2” будет, так сказать, учебной. Конечно же их надёжность и внешний вид должны быть на высоте. Учебная скорее по тому, что это моя первая осознанная попытка сделать доступный лигерад с целью продажи. По этому цена на лигерады из первой серии будет намного ниже, чем из последующих (Фреймсэт первой серии будет стоить примерно 1600 грн. Примерно по тому что кое-каких материалов ещё не хватает, по этому я не знаю какая выйдет их стоимость). Пока что практически все процессы я делаю один, не привлекая других людей, но так будет не всегда.
Всего запланировано 6 лигерадов, включая прототип. Прототип станется у меня для доработки аксессуаров (например отработки крепления обтекателей “Комета”), которые потом будут подходить на все лигерады “Колумб-2”.
Покраска первой серии будет автомобильными эмалями с предварительной грунтовкой. Вторая серия уже должна быть с порошковой покраской, что, неизбежно, повысит стоимость, так как для покраски мне придётся отдавать рамы – у меня такого оборудования пока нет.
Отличная идея универсального лигерада!
А какая получается высота сиденья при установке 28″ колеса сзади и 26″ с жесткой вилкой спереди?
Получается 69 см. Я пробовал прокатиться (пока без трансмиссии), то без проблем доставал носками до земли, чтобы отталкиваться таким образом 🙂
Где почитать о типах рулей, я хомяк гуглом не нашёл
У нас такой статьи пока нет. Надо бы написать…
Интересно увидеть, каким будет разъемный узел для отсоединения выноса багажника. Насколько я вижу, на первом прототипе его еще нет, верно? И еще вопрос по сам багажник: он останется таким же, как в “Колумбе-1”, или тоже будет усовершенствован?
Добрый день!
Рулем типа “хомяк” на “Мандривнике”/”Магеллане” легче управлять, чем на “Колумбе”, или это вопрос времени и тренировки?
Предусмотрена ли установка руля типа “аватар” на “Колумб-2”?
Какой лигерад предпочтительнее для дальнобойных турпоездок: “Магеллан” или”Колумб”?
Спасибо за ответы и удачи!
На прототипе уже есть узел съёмного багажника (то, что его не видно ещё ни о чём не говори 🙂 Он сделан по принципу регулировки каретки – труба 48 в трубе 51. Просто на фото ещё нет фиксатора в виде болта.
Теперь отвечаю GGV:
Научиться легче всего с рулём “супермэн”, и точность руления у него самая высокая.
Труднее всего научиться на “хомяке”. “Аватар” занимает средне положение между ними.
Если вкратце то аватар больше походит для городской машины, когда нужно часто вставать и садиться. Ещё это самый безопасный тип руля. Но его главный недостаток в том, что при падении его легко сломать, так как он первым бьётся о землю.
Кто касается “Колумб-2”, то руль “Аватар” будет там в виде дополнения (крепиться на хомуте) по тому что я пока не разработал универсальной схемы его установки для разных вилок.
Завтра я уезжаю на неделю, так что от меня обновлений не будет примерно до 26-го апреля.
Velodreamer : спасибо за ответ!
И всё-таки: какой лигерад предпочтительнее для дальнобойных турпоездок: “Магеллан” или ”Колумб”?
Судя по тому, на чём ездит сам Алексей, наверное, “Магеллан”… 🙂
У каждого руля сои преимущества и свои недостатки
Хомяк удобен тем, что он самый обтекаемый по конструкции.
Насчет рулежки немного не согласен, привыкнуть можно к любому управлению, но лично мне аватар НЕ нравится. Нужно иметь довольно длинные руки и довольно четкую координацию, чтобы на нем ехать.
Хомяк довольно просто превращается в супермен добавлением рожек. Они дают возможность на нем использовать силовое педалирование и несколько вариантов хвата.
Опять же, чтобы делать выводы о том, что лично подходит именно ВАМ нужно пробовать проехать на разной технике. Следующая такая возможность будет скорей всего в середине сентября в Овидиополе на ежегодном слете.
Или списаться с конкретным владельцем техники, которая вам нравится внешне.
Потому что, кроме вышеупомянутых вариантов управления, есть еще и карданный вариант управления ( лигерады Романты).
Основное отличие “Супермэна” от “Хомятка” то, что первый вращается вокруг оси как обычный велосипедный руль, в то время как хомяк нужно смещать в стороны, а не поворачивать.
Но Владимир прав на счёт обтекаемости. По аэродинамике хомяк лучше всех. Ещё я заметил, что при относительно короткой базе хомяком рулить тяжелее, чем при более длинной.
На счёт “Колумба” и “Магеллана”. “Магеллан” это что-то типа крейсера для дальних но быстрых поездок по хорошей дороге, когда нужно проехать максимум за определённое время. “Магеллан” это полугоночный лигерад со своими особенностями. Далеко не каждый может сразу сесть на него и поехать. Но если вы хотите иметь лигерад в качестве основного трансморта, то М-3 как раз то, что нужно. Однако перевези его в поезде – большая проблема. Если на нём, то всюду своим ходом.
А “Колумб” это аппарат, на котором удобно ехать куда хочется, и не спеша. Его можно разобрать и легко поместить в моторный транспорт.
Он не такой быстрый, зато более комфортабельный и практичный.
Ясно. Спасибо за развёрнутые ответы.
Алексей: возможна ли совместимость обтекателей “Комета” с лигерадом типа М-3?
Планируется ли производство переднеприводных лигерадов типа Зокра/Ватин/Мазурчак?
“Комета” изначально проектировалась под шасси М-3. Именно на нём я буду их испытывать, и, надеюсь, участвовать в соревнованиях.
На счёт переднеприводных пока не знаю. Я ещё не освоил производство всего одной модели и уже вижу как много тут работы. Думаю, что смогу производить максимум 2 модели по 3-4 экземпляра в месяц (3-4 лигерада всего, а не каждой модели). Чтобы делать больше нужно больше людей, это уже должно быть настоящее предприятие. Может когда-то так и будет, если HPV станут более популярны и на них можно будет что-то заработать. Пока что я даже затраты не возместил (если брать общие затраты и общую прибыль за всё время, что я этим занимаюсь). Первая серия покажет стоит ли заниматься производством вообще.
Думаю, прибыль будет, но только после того, как весь процесс производства будет отлажен, и подготовлены все необходимые инструменты и приспособления (стапели и т. п.). Когда сама процедура изготовления фреймсета будет идти “как по маслу” – без вынужденных остановок, ожиданий того, чего не хватает, и без исправлений и переделок – вот тогда и можно будет говорить о прибыльности.
Уже писал на форуме http://velomobile.org
Решил продублировать вопросы от потенциального покупателя тут:
1. Амортизатор (задний) какого размера можно будет установить на эту раму?
2. Передняя перекидка должна быть с нижним креплением или может быть и с верхним? Диаметр трубы где крепится передняя перекидка?
3. Петух на раме (для крепления задней перекидки): 1. Съемный, 2. Приварен к раме, 3. Нет, нужно покупать перекидку с переходником или переходник отдельно?
4. Крепление сиденья позволяют изменять угол наклона? Если да то в каком диапазоне?
5. На какой рост рассчитано ваше сидение? На видео оно выглядит очень высоким. Хотелось бы иметь сиденье пониже + подголовник в виде валика, который можно было бы отрегулировать по высоте. Что бы можно было ездить в шлеме, не испытывая дискомфорта.
5. Возможно ли установить сиденье от сторонних производителей? Подойдет ли крепление?
6. Размер каретки и вала? 68×110, 68×113, 68×117.5, 68×122.5, 68×127.5, 73×113, 73×122.5 ?
7. Предусмотрены ли на раме места для крепления гидролинии заднего дискового тормоза?
Для Шуня™
Алексей сейчас в отъезде, и не имеет доступа к интернету. Вернуться он планировал не ранее 28-го апреля, а может даже и на несколько дней позже. До этого времени вряд ли кто сможет точно ответить на Ваши вопросы, кроме самого Алексея.
Я уже вернулся на базу. На вопросы отвечу частично. Пока могу сказать только то, что первая серия будет, своего рода “бэта” версией. То есть мелкие моменты могут не быть учтены. Для этого я и буду продавать первые аппараты очень дёшево, чтобы заинтересовать покупателей оставить мне рекомендации по улучшению модели. В свою очередь я разработаю акссесуары, которые подойдёт на все аппараты первой серии. Ещё в планах новый пункт – велоштаны-баулы специально для лигерада, которые будут более эффективно использовать багажник лигерада, чем аналогичные баулы для вертикальных велосипедов.
Теперь следующее: если хотите, “чтобы и плавало, и летало, и складывалось в чемоданчик” и т.д. – это не ко мне, во всяком случае не на данном этапе.
То есть проект в разработке, и я по возможности учту пожелания, но вы должны понимать, что чем больше работы проделано над машиной, тем больше будет её цена. Чтобы уложить стоимость фреймсэта в 1600 грн я должен многое упрощать.
Итак ответы:
1 – по умолчанию амортизатор задний – 150 мм.
2- желательно с нижним вводом, но и и верхним поставить не проблема, правда тогда будет сбиваться регулировка при настройке каретки под другой рост. Диаметр трубы – 27 мм. Эта труба называется “Рожок” или “Передний рожок” или “Кареточный рожок”
3 – петухи несъёмные. Переключатель нужен “с серьгой”, то есть на петухе нет отдельной резьбы под переключатель (скорее всего в будущем появится вариант петуха и для второго типа переключателей, но это по мере усложнения технологии)
4 – угол наклона сидение не изменяется.
5 – Сидение идеально под рост 175-180. Выглядит очень высоким по тому, что верхняя часть это и есть подголовник. Валик под затылок будет крепиться отдельно на круговой резинке (это будет небольшая поролоновая подушечка), которую легко поставить в нужное положение, и также легко снять для стирки.
Сидения от сторонних производителей не подойдёт. Там совершенно другой тип креплений (который мне очень не нравится кстати). На моё сидение можно положить вентизит без каких-либо переделок – прямо на подстилку.
6 – кареточный узел крепится на выносе в гнезде без резьбы (стягивается своеобразными хомутами), так что можно поставить любую каретку. Хотя такой тип креплений не применяется в велосипедах, он показал себя с наилучшей стороны (такие крепления на НВ-3 прошли сквозь огонь и воду и ни единого замечания). Кроме того такие крепления не требуют дорогостоящих токарных раот по нарезке специальных резьбы для кареток. Конечно, в будущем на более дорогих моделях будет и стандартная резьба.
7 – на раме не будет креплений ни под тросики ни под гидролинию, так как оптимальное расположение этих линий пока не определено. Крепить эти узлы надо будет кабельными стяжками. О том, как это делать будет написано в руководстве по сборке.
Спасибо за подробный ответ. Хотя про кареточный узел не понял 🙂 Но это не важно, раз возможны любые варианты.
Вот такой переходник для перекидки подойдет?
http://emarket.ua/objavlenie/petukh-perekhodnik-rama-bolt-ID1djqj.html
http://www.velobox.ru/CATALOG/MTB/13/ot_07.jpg
Да, вполне подойдёт. Вообще я сейчас рассматриваю варианты чтобы всё-таки делать это ушко на петухе. Когда дойдёт дело до самих петухов – тогда и решим. Сейчас делаю новый руль, скоро покажу фото. Покататься на прототипе уже точно можно будет через 2 недели. Сегодня немного покатал на нём по грунтовкам – класс 🙂 Надо будет поучаствовать в кросс-кантрийных марафонах.
Смотрел в интернет-магазинах амортизаторы. Нашел очень много с размером между центрами 165 мм и ни одного 150 мм. Или на 15 мм больше тоже подойдет?
Подойдёт без проблем
В общем-то всё основное почти готово. Теперь дорабатываю мелочи, но это займёт какое-то время так как надо доработать и стапели.
Решил сделать вот что:
1 – петухи будут другими. Там будет только одно посадочное место под колесо, но в него можно ставить колесо на 28 шоссейное или на 26 любое.
На левом петухе будут крепления под дисковый тормоз (безрезьбовые). Они подходят для любого диаметра колеса (вернее не зависят от него).
На правом петухе будет крепление-серьга под переключатель.
2 – оптимальная длина амортизатора теперь будет 165 мм, но при колесе 26 дюймов можно ставить и 150.
3 – крепления под V-Brake будут привариваться только для одного диаметра заднего колеса – 26 дюймов. По предварительному заказу могу приварить под 28-е колесо или вообще не ставить эти крепления.
Не нашел на сайте в описаниях длину цепи. Понимаю что длина зависит от роста, но хотя бы ориентировочный размер от … до …
Стандартная новая цепь 114-118 звеньев. Сколько нужно стандартных склепать три или четыре?
Обычно нужно не больше 3-х.