30.12.2009

30.12.2009
Ветер в харю я педалю!

Я всегда писал, что езда на лигераде в гололёд это самоубийство, особенно если ехать нужно далеко и по загруженной трассе. Но именно это мне и предстояло сделать 30-го декабря 2009-го. Логично было предположить, что это будет последняя поездка в 2009-м, но перед выездом я всерьез опасался, как бы она не cтала последней вообще.
Ночью был дождь с мокрым снегом, а под утро – мороз-3. Естественно, всё что было мокрым покрылось льдом.
Тепло одевшись я вышел из дома около 7-ми часов утра, уже было светло но Солнце ещё не взошло. Первые 2 км толкал лигерад по снегу и замёрзшим лужам, пока не выбрался из хутора. Дальше увидел дорогу. Она была покрыта снегом, а прокатанные автомобилями колеи заледенели.

Но делать было нечего – и я сел на лигерад, стараясь не делать резких движений плавно поехал. Как ни странно но ехать получалось. Через пару минут я освоился и перешёл на крейсерские передачи. Лигерад с тихим шелестом послушно побежал. Но когда начались кочки, также покрытые льдом, я чуть не грохнулся – успел выставить ногу и опираясь на неё выровнял лигерад, при чём всё это на ходу. После этого я стал внимательнее вглядываться в дорогу и когда видел блестящий лёд то заранее опускал одну ногу к земле для подстраховки. Несколько раз меня это спасло от падений.
Часто останавливался чтобы сделать фотографии. Кстати, я впервые взял с собой флаг и очень не зря, как потом оказалось.
Фонарик скоро стал бесполезен и я его выключил, уже и так было светло. На подъёмах заднее колесо часто буксовало, чтобы избегать этого я выезжал вверх на довольно высоких передачах. Это позволяло передавать усилие более плавно. Спуски были даже сложнее, в основном они были все отполированы автомобилями, пытавшимися выкарабкаться на горки. Судя по следам они часто застревали и их мотало в разные стороны по всей дороге. Я опять выставлял ногу и тормозил задним тормозом. За одно и убедился, что при полной блокировке колеса лигерад не теряет управление, но начинает разгоняться вниз, как на коньках. По этому я старался не блокировать колесо и не разгоняться. Вообще, как я выяснил, главное при езде по льду это быть расслабленным, чтобы вес тела точно вертикально передавался на колёса. Если дёрнуться в кресле то это моментально вызывает соскальзывание колёс в сторону, и, если бы не страхующая нога, заканчивалось бы падением.
Вообще такая езда мне даже нравилась. Пока я ехал по холмам ветер почти не мешал, лишь на вершинах предупреждал о том, что он будет встречным на равнине, когда я сверну на трассу.

По селу Медведовка я ехал в летнем режиме, на самой высокой передаче и получал настоящее удовольствие от езды. По пути обогнал как стоячих несколько плетущихся велосипедистов на «Украинах».
Но радость моя была недолгой. Как только я добрался до трассы, идущей с запада на восток и свернул в сторону Черкасс мне пришлось в три раза понизить передачу, чтобы двигаться вперёд. Ветер был западным и Черкассы находились на западе. Судя по прогнозу ветер был 8 м\с, я надеялся, что 8 мс это сокрость порывов, но он был, на зависть обладателям ветрогенераторов и тем, кто едет на восток, очень ровным и ПОСТОЯННЫМ. Это плотный зимний воздух, он дул мне в лицо со скоростью 28.7 км\ч, если я не двигался. Проехав пару сотен метров я понял, что так до Черкасс не дотяну. Моя скорость была около 15 км\ч, а скорость встречного воздушного потока соответственно около 42 км\ч.
Я мог разгоняться до 45-ти на таком же лигераде и держать эту скорость не больше минуты, а тут мне предстояло пройти 42 км по трассе при таком встречняке, и это при том, что моя реальная скорость не могла поднятья выше 16-ти км\ч, дальше была просто плотная воздушная стена. В лучшем случае мне предстояло педалить в таком режиме почти три часа. А режим и так был предельный. Обычно вся дорога до Черкасс занимает 2.5 часа.

Чтобы облегчить себе жизнь я решил поднакачать колёса, которые были приспущены для езды по льду. Кстати, трасса была вообще без льда – чистый асфальт.
Накачивание колёс почти ничего не дало, они стали твёрдыми, но лигерад по-прежнему упирался в стену на 16-ти км\ч. Идти «упертым в стену» означало тратить большое количество сил, но мне было очень не привычно ехать так медленно. По этому я держал скорость около 15-ти км\ч и старался смириться с тем, что мне предстоит ехать в таком режиме совсем немало. Это было примерно 95% моей мощности. После часа такой езды я уже почувствовал, что ресурсы почти исчерпаны, а ехать осталось ещё почти 30 км. Асфальт, как раз, стал очень грубым, амортизация отлично справлялась. Звук и мелкая вибрация передавалась к ушам только через подголовник. Так я и услышал, что шум стал сильнее чем обычно, кроме того лигерад стал как-то ерзать по дороге. Становившись я обнаружил, что заднее колесо, мало того что спустило, так ещё и разбортировалось. Камера внутри скомкалась… Я тогда подумал, что придётся мне катить лигерад пешком… Но всё оказалось не так страшно. Судя по тому, что камера скомкалась, я проехал какое-то расстояние на спущенном колесе, думая что усилившаяся вибрация это следствие плохого асфальта. На педалях нагрузка почти не изменилась, ведь шёл я на низкой передаче. Больше всего, снимая колесо, я боялся обнаружить в камере огромную дыру. Но, к счастью, осмотр показал что дырки не видно. Достав насос я немного накачал камеру и, сквозь шум ветра, услышал шипение. Оказалось, что пробоина была следствием отсутствия на ободе резиновой прокладки – флиппера, которая закрывает отверстия для спиц. Так как я накачал камеру очень сильно, она пыталась пролезть в отверстия для спиц и лопнула. Я насчитал 4 трещины напротив нескольких отметин на камере. Поставил 4 латки. На морозе, это, конечно, неприятно, но зато я выяснил, что клей хорошо сохнет и при таких условиях.
Установив колесо на место я не рискнул накачать его даже до нормального давления, оставил приспущенным, всё равно еду медленно.
Так я ковылял до города, силы уже давно были исчерпаны, когда я добрался до придорожного ларька. Мне очень захотелось пить. Когда я встал с лигерада то почувствовал предательскую дрожь в мышцах. Мысль о последних нескольких километрах хотелось прогнать прочь. Купил “Колу”, она показалась мне очень вкусной и даже прибавила сил. Взвалив своё тело в кресло я поплёлся дальше.
У самой черты города ветер практически исчез, я понимал это, но не мог и 10-ти минут проехать со скоростью 30 км\ч – ноги просто не слушались. Так что приходилось плестись. Я думал, главное доехать и не вырубиться по дороге.
Но вдруг слева показался человек с рюкзаком на МТБ, который медленно но уверенно обошёл меня и с ухмылкой оглянулся. Я не мог такого простить, выброс адреналина дал мне ещё немного сил, в считанные секунды я развил 35 км\ч, постоянно повышая передачу и обогнал велосипедиста. Но эта гонка высосала из меня остатки энергии. Я стал плавно замедляться, пока велосипедист снова меня не обогнал. Я очень жалел, что сейчас нет того злобного ветра, который заставил меня потратить все ресурсы организма, очень жалел, что велосипедист не испытал на себе этой стены. Он-то ехал из Красной Слободы, которая всего за 10 км от Черкасс. Какое-то время я держался за ним метрах в 10-ти, но потом стал плавно отставать, пока между нами не вклинился светофор. Меня это даже порадовало. Как ни как первый обогнавший меня велосипедист на горном велике. Учитывая, сколько раз я их обгонял, пусть хоть иногда они будут быстрее. А может ещё и спущенное заднее колесо дало о себе знать…
По городу я ехал аккуратно, здесь опять начался гололёд. В общем-то вот так я и добрался до Черкасс, в общей сложности почти за 5 часов. Это мой самый медленный поход но и самый тяжёлый. Те 42 км по трассе, которые я проехал почти за 3 часа при усилиях, близких к максимальным, я запомню надолго. Вообще без обтекателя нечего и высовываться на такие расстояния против такого ветра зимой! Зимой воздух гораздо плотнее летнего. Если летом 8 м\с это не так страшно то зимой это просто СТЕНКА. Да и сам по себе лигерад обтекаемее летом, по тому что на пилоте нет столько одежды.
Добравшись до дома Владимира (он же Black Bird) я встретил его у подъезда. После нескольких неудачных попыток он таки смог проехать первые сто метров на, теперь уже своём лигераде.
По завершению уроков лигерад был успешно помещён в лифт и доставлен на 8-й этаж.

Я не хочу сейчас рассказывать о производстве лигерадов, скажу только что это обходится дорого как мне, с точки зрения нервов и сил, так и заказчикам, с точки зрения денег. У меня тут не завод, а САРАЙ.
На этом мои приключения не закончились. Я должен был купить продуктов к праздничному столу и успеть это до ухода автобуса, чтобы вернуться домой. Но странная “Кола” начала действовать. Сначала я думал, что тошнота от переутомления, но даже когда по прощался с Владимиром и залез в городской автобус, мне не стало лучше, а наоборот. Когда автобус подъехал к очередной остановке я понял, что “Коле” в моём желудке не место. Вывалившись из автобуса я подскочил к ближайшей урне. Без “Колы” стало намного лучше, хотя моё состояние было далеко не нормальным. Кстати, это уже второй случай, когда я отравился “Колой”. Первый был при поездке в Чигирин, но тогда никакого переутомления небыло. Значит дело в “Коле”. Оба раза я покупал её в ларьке и оба раза не смотрел на срок годности. А короче – пейте натуральные соки, что я и сделал, добравшись до ближайшего магазина.
Мне повезло встретить своего отца на автостанции, он как раз тоже возвращался домой на том же автобусе. За полтора часа езды в кресле автобуса я почти пришёл в норму.
На этом проект «Black Bird» завершён. Теперь судьба лигерада зависит от того, на сколько его владелец освоит новую технику. Желаю ему удачи и советую использовать флажёк. Кстати, заметил особенность – когда я ездил без флага то мне никто не уступал дорогу, даже если я ехал по главной и меня обязаны были пропустить. А с флагом автомобили меня пропускали, даже довльно долго ждали пока я мимо них проеду. Хуже всего, когда кто-то замедляется, чтобы поглазеть, а потом разгоняется и обдаёт меня выхлопными газами. Но в этой поездке такой случай был только один.
Всего прошёл за день около 60-ти км.
Выводы: 1- ездить зимой на лигераде можно.
2- Ездить зимой на лигераде не нужно.
3- Ездить в такую погоду нужно в обтекателе или не на педалях.