26,27.05.2010

26,27.05.2010
Вторые испытания сцепки “Кайман+Шлейф”

26-е мая – годовщина аварии Большого Змея. Как ни странно, и год спустя нас подстерегала опасность. Мы выехали на сцепке и без проблем преодолели первые 11 км пути, при чём с хорошей скоростью. Но перед очередным подъёмом Карина со «Шлейфа» заметила, что правое колесо трайка извивается в восьмёрке. Она сообщила мне об этом и я сразу скомандовал тормозить и сам нажал на тормоза.
Оказалось, что на правом колесе сорвало контргайку. На фото колесо уже навинчено обратно на вал, в действительности оно почти полностью открутилось.
Оставшиеся полтора км до магазина мы проехали медленно, постоянно посматривая на колесо, которое без контргайки не создавало тяги. Нам очень повезло, что колесо не открутилось на спуске с мотрёнской горы, где мы разогнались под 45 км\ч.
Возле магазина я стал предпринимать меры по ремонту. Конечно, другой гайки у нас с собой не было, да и резьба была испорчена, по этому я просто снял приводную цепь правого колеса, чтобы раскручивающие нагрузки на нём не возникали.
С приводом на одно колесо мы почти без проблем взобрались на все холмы и довольно быстро доехали домой. Правда стоит отметить, что благодаря мотрёнской горе путь от границы хутора до магазина (10.5 км) занимает 28 минут, а на обратном пути через 28 минут мы только достигаем вершины этой самой мотрёнской горы. К сожалению не только подъём, но и спуск с неё малоприятен, по тому что дорога извилистая и разбита, особенно не разгонишься. Так что обратный путь от магазина к границе хутора составил 41 минуту. Правое колесо не раскрутилось вообще, хотя никаких контргаек на нем не было.
По возвращению я отцепил «Шлейф» и поехал к отцу, чтобы починить привод на правое колесо. Сделали новую гайку, засверлили ступицу, чтобы добраться до хорошей резьбы. Но когда гайка была установлена я решил проверить на сколько надёждно она держит, поставил трайк на два колеса, упёр передним колесом в бревно и надавил на педали при первой передаче. Гайку тут же сорвало опять, но на этот раз резьбу просто слизало. Всё дело в том, что резьба на валу, куда накручивается ступица, очень мелкая, при большом усилии на педалях она действует как вал мощнейших тисов, и гайки на 10 мм не хватает, чтобы противостоять этому, несмотря на левую резьбу.
На левом колесе проблема фиксации решена очень просто – ступица имеет заглушку, в которую, завинтившись, убирается торец полуоси. При педалировании полуось старается войти в ступицу ещё сильнее, но заглушка очень надёжная (конец ступицы просто заварен). Чтобы снять колесо достаточно заблокировать вал и вращать колесо назад. А вот с правым колесом ситуация другая, там при педалировании вал старается вылезти из ступицы. Я не нашёл подходящего решения, учитывая близость похода решил просто приварить ступицу к концу вала круговым швом.
Конечно теперь колесо нельзя снять, в случае проблем со спицами их придётся менять прямо на месте. На будущее нужно делать всю резьбу на правом валу левосторонней, однако в данном случае у нас просто не нашлось такого метчика и лерки – будем искать.
27-го мая я поехал на одиночном «Каймане» по тому же маршруту. Зная точные цифры времени пути на участках я мог сравнить скорости сцепки и одиночного трайка. Как ни странно, одиночный трайк идёт заметно медленнее! Это несмотря на то, что, ускоряется он быстрее, более маневренный и приёмистый. Сцепка более вяло реагирует на сильные толчки педалей, разгоняется более плавно и равномерно. Из-за этого возникает ощущение, что идёт она тяжелее, так как в какие-то моменты каждый из пилотов может тянуть второго, если педалирование не синхронно. Но это только кажется. На самом деле скорость сцепки при тех же усилиях больше, по субъективной оценке разница в скорости примерно 10% в пользу сцепки.
В этой поездке с трайком не возникло никаких проблем, я даже устроил ещё одно восхождение к вершине, на этот раз поднялся в другом месте и спустился прямо к дому. При этом трава была порой выше меня, так что можно считать это ездой по пересечённой местности.