04.05.2009

04.05.2009
Испытательный заезд 4-го мая

Тип местности: 90% равнины, 10% холмы.
Максимальная скорость: 40 км\ч.
Машина: Гоночный лигерад “Большой Змей”


После довольно длительного перерыва я опять возвращаюсь к подготовке лигерада «Большой Змей», чтобы приблизиться к рекорду скорости СССР для веломобилей. К этом заезду аппарат был подготовлен довольно поспешно, много было переделано и не опробовано. Была изменена конструкция руля, теперь это руль типа «аватар», находящийся почти под сидением. Это изменение вызвано изменением положения педального узла, а педальный узел был опущен для того, чтобы опустить верхнюю крышку лигерада как можно ниже. Я решил отказаться от первоначального плана и сделать отсек с головой пилота выступающим над всей конструкцией. Это позволяет улучшить обзор и вентиляцию. Аэродинамические качества могут быть улучшены путём установки обтекаемой каплевидной кабины, но учитывая близость показательного заезда пока обходимся открытой кабиной.
Кроме изменения положения педального узла я решил обойтись без промежуточного натяжителя, а натяжение цепи регулировать перемещая педальный узел вдоль рамы.
В день испытаний (4-го мая) был довольно сильный ветер (4-5 м\с). К месту первого старта пришлось толкать лигерад идя с ним рядом. Дотянуться до руля не было возможности, но переднее колесо легко поворачивалось в сторону наклона машины. Так я и рулил, пока мы не добрались до трассы, пройдё 2 км пешком. В этом заезде моей командой были: Никита Шлапак, Дима Волошин, а также супруга Карина в роли фотографа.
Когда мы добрались до дороги ветер оказался почти встречным, для старта это лучше, чем боковой. Я залез в лигерад, ребята меня очень быстро растолкали, а через 3 секунды я уже ехал самостоятельно. Разгоняться я не спешил – следил за поведением машины и усилением встречного потока. Через Где-то через 5 секунд плавного разгона (правда с плавного холма), скорость уже дошла до 40-ка км\ч, при этом в незакрытые бока аппарата стал дуть довольно сильный поток. До этого момента я практически не налегал на педали, и когда увидел на спидометре 40 км\ч сразу переключил передачу и только было начал разгон, как услышал треск внизу, а потом педали просто заклинили. Я заглянул под обтекатель и увидел, что цепь слетела с ведущей звёздочки и застряла на пластиковом щитке. Педали заблокировались по тому, что в первой ветви цепи нет натяжителя и когда цепь попала между зубьями то растянуться ей было некуда. Я затормозил и попытался выставить ноги в дырки по сторонам, но, когда скорость была ещё довольно большая резкий боковой порыв моментально свалил меня на асфальт. Первым, что ударилось о землю была выставленная в сторону нога. К счастью никаких повреждения я не получил, но от удара кроссовок слегка порвался. Через мгновение я оказался на боку посреди дороги, а выставленную из обтекателя руку прижало к земле. Выставленную ранее ногу я втянул внутрь. Потом освободил руку и выполз из лежачего лигерада.
Попытки наладить трансмиссию на месте не увенчались успехом. Кое-как установив цепь на место я стартовал ещё раз, на этот раз всё было заснято на видео. Старт прошёл отлично, но едва я стал разгоняться цепь опять слетела. На этот раз я не высовывал конечности из кабины, и заранее съехал на обочину. Когда скорость стала ниже предельной я довольно мягко повалился на траву. Второе падение было намного безопаснее первого. Причин неполадок в трансмиссии было несколько, но основная – некачественная сварка в месте крепления промежуточного повышающего механизма. Из-за большой нагрузки его перекосило, что вызвало слетание цепи со звёзд.
Весь вечер я пределывал трансмиссию, скорее всего придётся опять ставить натяжитель – с ним надёжнее. А пока следующий заезд планируется на 6-е мая, если позволит погода и всё будет готово. Вообще у меня хорошее предчувствие на счёт этого лигерада, вероятно результат будет близок к рекорду, хотя если бы я начал делать новый гоночный аппарат сейчас, то он был бы сделан по короткобазной схеме, был бы намного легче и меньше, но имеем то, что имеем. Времени уже нет, так что будем выступать на том, что есть. В то время я ещё не знал какая схема лучше.