Полное название: “Влияние загрузки колеса на показания велокомпьютера”
На веломобильном форуме зашла речь о том, как правильно настраивать велокомпьютер. Сам я обычно замерял длину окружности колеса прокатывая пустой лигерад по асфальту. В ходе дискуссии мы пришли к выводу, что замерять нужно расстояние, которое проходит колесо за один оборот, но не при пустом лигераде, а с загрузкой (с ездоком).
Я решил провести эксперименты, чтобы выяснить, на сколько именно будут различаться показания в зависимости от загрузи колеса.
Суть эксперимента:
1 – проехать на нормальном колесе 1 км (и поставить метки в начале и в конце)
2 – проехать на спущенном колесе то же расстояние (1 км по спидометру)
3 – Провести лигерад в руках с нормальным колесом (1 км по спидометру)
Проведение:
1 – Сначала проехал 1 км на нормально накачанном колесе. В начале и в конце поставил метки мелом на асфальте.
2 – Спустил колесо наполовину и проехал от второй метки, предварительно сбросив показания компа. НЕ ДОЕХАЛ ДО ПЕРВОЙ МЕТКИ 30 МЕТРОВ То есть, на спущенном колесе погрешность составила 3%
3 – Накачал колесо, поставил лигерад на первую метку, сбросил показания и покатил пешком. В итоге ПРОШЁЛ ДАЛЬШЕ ВТОРОЙ МЕТКИ НА 20 МЕТРОВ
Вот это меня удивило… Не думал, что разница будет такой заметной.
Вывод: для более точной работы велокомпьютера замерять пройденный за один оборот путь нужно с ездоком в кресле.
Мой велокомпьютер – Sigma 700
Интересные исследования – теперь есть пища для размышлений.
Пока читал эту статью, вспомнил, что для максимально точного измерения расстояния, пройденного автомобилем, иногда используют “пятое колесо” – обычно велосипедное, к которому присоединен измерительный прибор, причем это колесо не несет никакой нагрузки, оно всего лишь прижимается к дорожному полотну пружиной, всегда с одинаковым усилием, независимо от загрузки самого автомобиля.
Я полностью согласен с выводом Алексея: юстировать прибор нужно с реальной нагрузкой (ездоком, экипировкой и т.п.)
Следует также обратить внимание на то, что велокомпьютер не предназначен для СВЕРХТОЧНОГО измерения пройденного пути. Для этого существуют другие приборы и методики. Погрешность в пределах 3% я считаю вполне допустимой для нашего применения.
Этот эксперимент скорее из любопытсва, чем ради реальной практической пользы.
3% – это дофига! На бревете (200 км) это будет целых 6 км!
А главное, что никакой проблемы такой замер не составляет. Если “эффективную” окружность колеса (т.е. с учетом продавливания) замерить с точностью в 5 мм, то погрешность для колеса с окружностью в 2 метра будет всего 0,25%, т.е. для 200-т км это будет всего 500 м.