29.05.2011

29.05.2011
Часть первая – Велодень 2011 в Херсоне

Сразу прошу прощения за то что так мало фотографий (и время на фотографиях неверное) на пути туда было некогда, а на пути назад было уже не до фотографий.
Решил я поучаствовать в Херсонском Велодне 28-го мая. Предварительные согласования велись на Херсонском Велофоруме – bikekherson.com.ua – где я ещё в прошлом году начал вести просветительную работу на счёт HPV.
Сбор велосипедистов назначен на 9.30 утра. Я выехал в 5.40, так как дорога для меня не знакомая, и ещё нужно было проехать по грунтовкам до трассы, чтобы сократить путь. Перед выездом хорошо выспался, а утром съел миску борща и выехал. Было прохладно – пришлось ехать в штанах и пайте с длинными рукавами. Первые 7 км по гравийке, потом свернул на грунтовку и проехал под массивным мостом, по которому проходит Ж\Д путь. Дальше по грунту добрался до села Веровка. Скорость всё это время не поднималась больше 22-х км\ч. Но когда я оказался на асфальте то легко покатил со скоростью 28-30 несмотря на слабый встречный (южный) ветер (3 м\с). Дорога в Веровке очень хорошая. Отличное место для испытания стримлайнеров. Там есть 5-ти км прямой участок почти без ям и выбоин. Когда я доехал до трассы Берислав-Херсон на счётчике было 18 км. На трассе асфальт местами был очень хороший, там я катил 31-32 км\ч, местами плохой, там с трудом держал 27 км\ч. Всё было отлично, пока ровно на половине пути не началась серия затяжных подъёмов. Конечно, часто рядом были и спуски, но при такой длине взять подъёмы с разгону не удавалось. Кроме того, качество асфальта не позволяло развивать более 55 км\ч. По этому я решил не спешить и не вращать педали вниз. При спусках развивал около 40-50-ти, а на подъёмах иногда замедлялся до 11-ти км\ч. Ехал без остановок до моста через Игнулец, а там остановился, чтобы переодеться и попить воды. После чего поехал дальше. До границы города счётчик насчитал 66 км. Но как ни странно, после надписи «Херсон» город всё никак не начинался. Машин на дороге становилось всё больше, воздух всё грязнее. Очень скоро начались частые Ж\Д переезды, на которых все автомобили тормозили. Мне приходилось тормозить вместе с ними, хотя я могу проходить большинство переездов не снижая скорости. Так ехал-ехал, пока наконец не начался город. На очередной автобусной остановке я спросил у парня, где же тут Ж\Д вокзал, который был моим ориентиром. Через 4 км я доехал до вокзала. А дальше начались многочисленные светофоры. Короче говоря через несколько минут вдыхания автомобильных выхлопов я, наконец, увидел памятник В. Ленину – второй ориентир. Сделал небольшой круг и заехал на место сбора – площадь перед кинотеатром «Украина». Счётчик зафиксировал следующее: Дистанция 75 км, время – 3 часа, средняя – 24 км\ч.

Затем я направился к ларьку, чтобы перекусить. Там познакомился с одним велосипедистом, который тоже приехал на велодень. К 9.30 собралось не очень много народу. Были и газетчики. Я ожидал увидеть шоссеров-дельнобойщиков, но велосипедисты в основном были на горных и даже даунхильных великах при почти равнинной местности в самом городе. Со мной поздоровались организаторы и дали листовки к раздаче. Текст листовок – рекомендации водителям о том, как не задавить велосипедиста. Но по своей природной робости я не сумел всучить ни одну листовку.
Покатались по городу (по улицам и по кварталам). В одном месте дорога была хуже лунной поверхности – прямо таки ловушка для моего лигерада. А потом все ещё и запрыгнули на бордюр, который мне пришлось объезжать. Езда по городу в колонне с велосипедистами была интересной в том смысле, что я мог по ходу дела сравнивать нашу технику, хотя и в невыгодных для меня условиях. Например, я должен был держать большую дистанцию от впереди едущего велосипедиста по тому, что у меня более пологий угол обзора, и если я держался слишком близко то не успевал объезжать ямы. Вообще чувствуешь себя маленьким, когда находишься на уровне их багажников.
Колонна двигалась совсем не так, как подобает параду. Скорость движения была 20-25 км\ч, а не 15, как это должно быть при параде. Группа часто разбивалась светофорами. Я постепенно смещался в конец группы и в итоге стал предпоследним. На одном из светофоров нас с ещё одним велосипедистом отрезало от группы. После включение зелёного я немного разогнался и с удивлением обнаружил в зеркало, что следовавший за мной парень на гибридном велике, остался далеко позади. В это время я догнал остановившуюся группу. Всюду был тополиный пух. Обладатели велоочков хотя и хвастали ими, но всё-же тоже терли глаза.
Наконец мы прибыли на место проведения конкурсов. Там я увидел одноколёсный велосипед.

Я видел такие раньше в Интернете. Очень захотелось попробовать его в действии. Хозяин согласился, но порекомендовал пробовать у какой-нибудь стены. Велосипед был самодельный, но сделан качественно, так что если бы мне не сказали, то я бы сам и не определил. Держась за стену я немного проехал на нём. В начале вообще не получалось, потом чуть-чуть стало получаться. В конце я проехал где-то 20 см не держась за стену. Наблюдавшие эту картину велосипедисты, а их было около двух сотен, иногда смеялись, но кроме меня больше никто не захотел опробовать эту технику. Ну а я понял, что ездить на такой штуке возможно. Хозяин говорил, что для обучения обычно хватает 2-х или 3-х дней. Ах да, забыл сказать, там всё-же была группа «старых волков» на шоссейных великах. Там же был и Владимир Проценко из Цюрюпинска, который стал обучаться езде на лигераде. Несколько раз громко приземлился на бок (хорошо что падать невысоко, но вылезать из-под лигерада с таким рулём неудобно). Через 15 минут Володя уже хорошо освоился на лигераде, и даже совершал резкие манёвры и развороты. Кроме него ещё один человек пробовал, но держать баланс у него почему-то совсем не получалось. А остальные 200 человек только иногда смотрели, но, видимо, падать на глазах у всех им стыдно было бы, или просто каждому своё.

Тут тоже были журналисты, на этот раз телевизионщики. Брали у меня интервью. Я не упустил возможности рассказать о нашем клубе HPV (hpv.com.ua) и покатался перед камерой, но забыл спросить из какой ТРК были эти журналисты.
Народ начал разъезжаться. И мне пора было стартовать домой. Одна из групп направлялась в город Цюрюпинск, а это по пути. Володя согласился проводить меня до «Бериславского Шоссе» чтобы я не блукал по городу. На момент выезда с площади счётчик уже показывал 96 км.
Опять дружно поехали маленькой колонной. Я слегка отставал при разгоне, а как только разгонялся то почти всегда приходилось тормозить перед очередным светофором.
По пути пригодилась моя выжимка для цепи, чтобы соединить цепь одной из велосипедисток (извините ребята, пока не запомнил кого как зовут). Вскоре мы попрощались со всеми и Володя повёл меня к шоссе. По пути мы встретили группу -большую колонну тех же велосипедистов с велодня. Обогнали их на приличной скорости, но я тут же свернул не туда, и пришлось по тропинкам выезжать из троллейбусного парка.
Наконец мы добрались до Бериславского Шоссе. Несмотря на слабый встречный ветер держать 27 км\ч было легко, так что я по-прощался с Володей и попёр вперёд. Проехал 10 км но нагрузка не увеличивалась, я по-прежнему держал около 30-ти км\ч и уже понадеялся, что доберусь домой даже быстрее, чем добрался в Херсон. Но увы, ещё через 5 км я услышал металлический звон под колёсами и странный мягкий удар по заднему колесу. А через 300 метров заднее колесо взорвалось и обод загрохотал по асфальту…
Часть вторая – на честном слове и на одном колесе!

Дыра в колесе была огромной. Покрышка разорвалась по надрезу сантиметров на 5 в длину, а камера вообще на 15 да ещё и со звездообразной дырой. Короче говоря заклеить такую прорву было нечем. Знал бы где упадёшь – соломки б подстелил! На тот момент у меня не было ни запасной камеры (да и толку от неё при такой дыре) ни резинового жгута, чтобы обмотать покрышку и денег всего 12 грн. В начале я подумал вернуться в Херсон, но туда было 3 часа ходу. На горизонте виднелось какое-то село. Решил пойти туда, надеясь там у кого-то выпросить камеру и покрышку, или хоть камеру купить в сельском магазине. Но встречные велосипедисты только посмеялись надо мной, когда я заговорил о своей проблеме. Камеру, мол тебе никто не даст, а в магазине такого отродясь не было.
В общем всё было ясно – каждый сам за себя. Ну ладно, подумал я, раз так вляпался и, конечно же, сам во всём виноват (да и вообще «нормальные люди на машинах ездят»), то и расхлёбывать теперь самому. К счастью у меня с собой была резинка для крепежа багажа. Ею обмотал лопнувшую шину и погрохотал домой. Ехать было тяжело, при усилиях, которые с нормальным колесом дали бы скорость 30 км\ч я едва мог держать 13-14. Но простой подсчёт показал, что если я удержу эту скорость, то к 8-ми часам доковыляю домой. Главный вопрос был в том, сколько продержится эта штука на колесе и смогу ли я так долго педалировать в таком режиме. А ехать предстояло 4 часа как минимум, это при тому, что я уже столько же отпедалил сегодня.
Лигерад то и дело дёргало в стороны. С ободом уже можно попрощаться, но ради такого дела – чёрт с ним. Главное – я еду и выкручиваюсь сам. Вот проковылял первые 10 км. Резинка держится. Но начались холмы. Вверх ползу со скоростью 7-8 км\ч. Часто останавливаюсь чтобы поправить «колесо». То и дело по пути на обочине нахожу куски какой-то резины, ими подвязываю изуродованную покрышку. Стараюсь выбирать асфальт получше, не ехать по камням. Встречные авто иногда сигналят – обычное дело. Они-то не знают, что я ковыляю, а не еду. Велосипедисты оборачиваются, но не говорят ни слова. Честное слово, если бы я увидел велосипедиста в такой ситуации – обязательно помог бы.
Так проходит 2 часа. Уже пройдено 26 км, я уже почти верю, что доеду засветло. На один из подъёмов толкаю лигерад пешком. В Токарёвке покупаю бутылку воды и решаю пить каждые 10 км. Но не получается, так как пить нужно чаще. Доковылял до поворота, как я думал, на Веровку. Но оказалось, что свернул не туда. Странное дело, только 5-я встречная машина остановилась, хотя я каждый раз махал руками останавливая их. В общем выяснил, что заехал не туда – ковыляю опять на трассу. Чувствую что силы уже на исходе, но и Солнце тоже начинает клониться к закату. Так что концентрируюсь на технике дыхания и еду дальше. Наконец добираюсь до нужного поворота. Те 5 км ровной дороги, которые я пролетел с наслаждением утром, сейчас кажутся нескончаемым путём. Дальше ковыляю по самому селу, пацаны кричат мне: «У тебя пробито колесо». Наконец добираюсь до грунтовки – уже почти дома! Последние 10 км еду совсем медленно – сил осталось мало и по гравию катить стало ещё труднее. В итоге радости моей небыло предела, когда я доковылял до своих ворот! То, что казалось невероятным и безвыходным, оказалось решаемым. Но эту поездку я запомню надолго и теперь буду брать с собой комплект для ремонта вот таких бед. Такое со мной случилось впервые. Однажды пробивал колесо острым камнем, но тогда до дома было 10 км.
Тем не менее, получен очень ценный опыт. Оказывается на таком вот колесе можно проехать 60 км, если очень надо. Но лучше не надо.
По приезду у меня были слабые признаки переутомления, которые я быстро ликвидировал сладким чаем и бутербродами с большим количеством повидла. Ещё после душа не мог согреться – тоже один из признаков, а ночью два раза просыпался от жажды.
Зато на утро чувствую себя в пределах нормы.
Всего за день пройдено 171 км. Из них 60 на лопнувшем колесе при средней 12.5 км\ч. Общее время педалирования в кресле – 8 часов 46 минут. Ура, я добрался!

Впечатления о велодне: толком не сформированы цели мероприятия. Мне показалось, что велосипедисты, как бы, просят прощения у автомобилистов за то, что ездят по дорогам! «Мы ничего не требуем» – в корне неверный лозунг. Не требуете – и не получите. А те кто требует – те получают. В Черкассах я столкнулся с таким же отношением. Звал велолюдей на митинг возле горсовета с требованиями велодорожек! Не обязательно «отбирать у бедных автомобилистов» и так узкие дороги! В городе полно альтернативных маршрутов, где можно проложить велодороги! Впрочем, те, кто не ездил по велодорогам, меня не поймут (езжайте в Таврийск и сами всё поймёте). И, как мне показалось, многим из тех, кто был на велодне, вообще не нужны дороги, они и по бордюрам могут прыгать. Опять же ситуация из Черкасс: «мы в городе на машинах ездим, а на велике в лесу – зачем нам велодороги?». Ещё странно то, что на велодне я не видел никого на «обычных» велосипедах («Украина» или «Салют» например).
Общий вывод – велосипед для большинства участников велодня это совсем не транспорт, а лишь средство развлечения.
Популяризации велотранспорта вообще небыло, как и каких-либо просветительных плакатов.
Люди! Просите велодорожки! Требуйте велодорожки!