26.05.2009

26.05.2009
Крушение «Большого Змея» 26.05.2009
Тип местности: 90% равнины, 10% холмы.
Максимальная скорость: 63.5 км\ч.
Машина: Гоночный лигерад “Большой Змей”


Заезд 26-го мая не предполагал достижения максимальной скорости. В обед я получил сообщение, что черкасская велошкола согласна предоставить нам время для показательного заезда. Поэтому вечером мы решили провести испытательный заезд и убедиться, что лигерад готов к выступлению. После падения 2-го мая мы произвели довольно много работ по увеличению безопасности. Это увеличило и габариты машины. Необходимо было провести испытания с нововведениями. Ещё одним нововведением была камера на моём шлеме, благодаря которой в последствии многое прояснилось.
Доставить Змея на старт решили на автомобиле, за одно проверили построенную ранее подставку. Всё прошло хорошо. Для большего эффекта тренировки я решил пройти участок не только по прямой, но и войти в поворот, чтобы проверить как Змей пойдёт на плавный холм.
Старт прошёл отлично, я не старался сразу разгоняться. Вокруг было очень красиво. Но так как Солнце светило уже не так ярко как днём, внутри Змея было темно и я не видел показаний спидометра. Вместо этого я просто наслаждался ездой. Как оказалось позже, спидометр зафиксировал максимальную скорость 63.5 км\ч, а я при этом даже не запыхался. Последнее, что помню это начало вхождения в поворот…
Дальше были только обрывочные воспоминания. Члены команды говорят, что я по несколько раз задавал одни и те же вопросы тут же забывая полученные ответы. Сам я запомнил из того периода только эмоции. Мне очень помогла супруга Карина своим присутствием. Именно она оказалась возле потерпевшего крушения лигерада первой, так как стояла на повороте с камерой.
За день до заезда мы целый день смотрели мультфильм о летательных аппаратах – ваншипах. По рассказам членов команды первое, что я смог произнести было: «Ванишип разбился».
Смутно помню, как отстегнул контактные педали. Дальше пришёл в себя уже дома. За окном было уже темно.
Судя по рассказам команды полностью без сознания я был не больше 4-х секунд, но осознавать происходящее я начал только спустя два часа после падения.
Телесные повреждения такие:
1 – сотрясение мозга.
2 – трещина в одном из правых ребер, скорее всего следствие бокового удара о локоть.
3 – рассёк ухо и подбородок осколками шлема.
Большой змей практически разбит. Его оболочка спасла меня от прямого удара о землю, но сама при этом искривилась и разорвалась в нескольких местах. Руки не получили повреждений благодаря новой системе защиты. Ещё страшно представить, что было бы при руле между ног.
Колёса лигерада сейчас заклинены, лобовое стекло разбито. Видимо рама также изогнута. Так что «Большой змей» можно считать разбитым.
Причины падения помогли выяснить видеоматериалы, так как моих воспоминаний не осталось.
После осмотра места крушения мы выяснили, что скорость при вхождении в поворот была слишком большая. Предполагаю, что из-за темноты внутри кабины я просто не видел спидометра, а ощущения (встречный поток и нагрузка на педали) были совсем другими, чем в предыдущих заездах. Видимо изменение формы аппарата улучшило его аэродинамику. Но даже на такой скорости я мог вписаться в поворот. Основная причина падения – плохое сцепление с поверхность. Я выехал на внешний радиус, а там был песок.
Лигерад мгновенно упал. Как видно на замедленном воспроизведении момента падения, именно в этот момент я ударился головой о землю. Скорее всего именно тогда потерял сознание, так как мои воспоминания обрываются на начале вхождения в поворот, а продолжаются уже дома.
Дальше лигерад пролетел около 3-х метров по пути ударившись о камни и проскользил по траве ещё 7 метров.
Мне очень жаль, что опять не разовью 75 км\ч в этом году… Благодарю всех за поддержку. К сожалению, я выяснил, что установка нового рекорда скорости на велотяге в Украине никому не нужна. При попытках найти поддержку со стороны государства я наткнулся на полное безразличие. В нашей стране просто нет организации, поддерживающей разработчиков вроде меня. Это, по большому счёту, никому ненужно.
Но я извлёк из программы «Большой Змей» ценнейший опыт, который обязательно переведу в текстовую форму и выложу на сайте. Я мечтал ощутить, каково это – ехать по асфальту со скоростью 60 км\ч на педалях не особо напрягаясь и я это испытал. Теперь я знаю, что достижение таких и даже больших скоростей за счёт своей силы это более чем реально, хотя и казалось невероятным.
Дальнейшая судьба разбитого обтекателя пока не ясна. Скорее всего, он будет установлен как памятник спортивной программе веломечтателей. Может быть, через какое-то время, кто-нибудь заинтересуется созданием нового вида велоспорта, тогда я с удовольствием вернуть к гонкам, но на этот раз на более подходящих дорогах.
Полученный опыт создания аэродинамических обтекателей, системы управления и трансмиссии будет использован в следующем проекте, с временным названием X-1 – повседневного всепогодного веломобиля с крейсерской скоростью 40 км\ч. Теперь опыта достаточно.
Расследование на месте крушения 27.05.2009