Одесская Сотка 2013 – текстовый отчёт с видеовставками

Алексей Ганшин (фото Елены Ясько)

 

Наконец, я собрался написать текстовый отчёт об Одесской Сотке 2013. Про поход на сотку и путь домой будет отдельный рассказ.
Так, как я ехал в Одессу своим ходом, то мне нужно было иметь запас времени, чтобы успеть не только доехать, но и немного восстановиться до старта. Но я смог доехать за 3 дня (в основном благодаря хорошему асфальту на трассе Киев-Одесса и попутно-боковому ветру на 2-й и 3-й день, который после поворота в сторону Овидиополя стал вообще попутным, что было очень кстати после 450 км пробега за последние 3 дня). Приехал я в Барабой к Петру Зотовичу 3-го апреля (503 км от ворот до ворот), до старта оставалось ещё целых 3 дня.
В этом году Петр Михайлович принимал активное участие в организации Одесской Сотки. Он был куратором участников на веломобилях (а также лигерадах), занимался организацией для команды инвалидов из России. Кроме этого на нём была ещё и разметка трассы «Сотки» белой краской, при чём не только для велосипедистов, но и для пешеходов. Ну, а кроме всего этого, Зотович участвовал в концерте на Дерибасовской 7-го апреля.
Я привёз с собой детали для модернизации его лигерада, нужно было исправить наклон рулевой колонки, заменить сидение и руль, переделать багажник. Кроме этого ещё нужно было подготовить 2 велосипеда. В общем все были очень заняты, не всё получалось быстро и сразу. Ложились спать после полуночи, а вставали обычно ещё до рассвета.
А тут ещё Пётр привёз два поломанных трайка “Кентавров”, которые надо было починить к 10-ти утра…В общем было не до отдыха.
Вечером 5-го апреля выехали проверить собранную и переделанную технику (см. видео «Катания по Барабою и Одессе»).

Катания по Одессе и Барабою до и после гонки:

Кроме наших с Петром лигерадов и 3-х велосипедов были ещё 2 трайка из Барабойского Веломобильного Кружка. Не всё работало гладко, но исправлять уже не было ни сил ни времени.

Перевозка велотехники к месту старта

Утром 6-го погрузили всю технику в прицеп (2 лигерада, 2 трайка и 4 велосипеда) и потихоньку поехали на старт. Я знал, что другие участники на «лежачих» уже прибыли в Одессу и жили в пансионате, но мы с ними не созванивались.
По прибытию на старт разгрузили технику, я установил свой носовой обтекатель. Пётр Зотович пошёл получать номера, за которыми оказалась огромная очередь. Вот уже 10 часов, но нет ни старта ни Зотовича. По его просьбе я привязал флаги к трайкам и лигерадам. Сидим ждём. Пришёл Иосиф Седлакович, наконец познакомились вживую. Я немного покатался по месту, встретил Владимира Мазурчака, а потом и Соло (Сергей Матушкин). Сергей тоже был без номера. Все ждали Зотовича. К счастью, он скоро появился с номерами. И мы стали их крепить. Иосиф повёз кому-то его номер, мы с Соло двинулись к стартовой линии. Я вообще понятия не имел, в какую сторону будет начинаться движение. Мы просто переходили дорогу, как вдруг раздался выстрел и выкрик «Старт». Для меня это было полной неожиданностью, я даже не успел сесть в кресло, как оказался в самой гуще несущихся со всех сторон велосипедистов. Соло оказался более шустрым и сразу же исчез впереди. Я вообще не планировал гнать сегодня, но уйти из этой гущи пешком не было никакой возможности, так что пришлось потихоньку ехать вместе со всеми, стараясь сильно не вилять, по тому, что велосипеды были везде.

Алексей Ганшин во время старта

Было несколько велосипедных пробок, по тому, что улицы были заставлены автомобилями. Кто-то из велосипедистов протаранил левую заднюю фару припаркованного автомобиля, и «крутой водило» поднял много шума из-за небольшой трещины в фаре .

Вскоре появился Стас на своём быстром синем лигераде, и я «уцепился» за него. Сразу же понял, что у меня не хватает передаточного соотношения, чтобы нормально ехать в темпе Стаса. Он уже в городе пилил под 35 км\ч, для меня это уже был предел (мои ноги больше любят медленное педалирование), а для похода я сместил передаточное соотношение вниз, и теперь моя максимальная передача была как на старом “Туристе” – даже меньше, чем у МТБ. Какое-то время ехали вместе со Стасом, пока на спуске из его лигерада не вывалилась бутылка. Но подбирать он её не стал, сказал что-то вроде «ну и фиг с ней» и исчез в толпе велосипедистов на подъёме, виляя между ними.

Вскоре мы выехали из города, дорога стала намного шире, ветер стал встречным и хорошо ощутимым, что давало мне большую фору в сравнении с одиночными вертикальщиками. И я стал искать свой темп, постепенно увеличивая скорость. Оказалось, что я могу ехать заметно быстрее большинства участников, по этому поселился на левой стороне дороги, чтобы обгонять их слева.
До моста меня почти никто не обогнал. На мосту я стал терять позиции, но не особенно переживал по этому поводу. Всё-таки мой лигерад весил сейчас около 30-ти кг, а это в два раза больше, чем их велосипеды.
На равнинах и спусках я легко нагонял велосипедистов, не особо при этом напрягаясь. В общем-то, в основном именно ради этого я и ехал на Сотку – сравнить свою технику с техникой большинства велотуристов. К моему удивлению, я мог обгонять не только МТБ, но и некоторых шоссеров (конечно не профессионалов, но тем не менее, их велосипеды ещё легче чем МТБ).
После того, как вошёл во вкус, увеличил темп до спортивного, при этом уже перестал терять позиции даже на небольших подъёмах, а иногда продолжал обгон, если перед подъёмом был спуск и мне удавалось набрать разгон. Мой лигерад явно лучше сохранял инерцию, по этому небольшие холмы я брал сходу, в то время как велосипедистам приходилось тянуть на пониженных передачах. На одном таком подъёме чуть не протаранил Алису из Кировограда. Она неожиданно вильнула влево, где как раз я собирался проехать. Но успел отвернуть. Вообще я заметил, что ограничение ближнего обзора моим обтекателем бывало полезно, так как заставляло держать дистанцию в размере слепой зоны впереди (если не поднимать голову с подголовника, то это где-то 3.5 метра, а если поднять голову и привстать, то слепая зона сокращается до 1.5 метра.

Но, также как я иногда обгонял народ на небольших подъёмах, меня самого очень легко обошёл Евгений Павловский на лигераде «Колумб-2» из Первомайска. Он только по-приветствовал меня и потом я увидел его только на финише. Честно говоря, было приятно. Давно мечтал увидеть, как меня обгонит сделанный мною же лигерад. К сожалению, в этот момент камера была повёрнута вправо, так что Евгений почти не попал в кадр.

До первого КП я уже немного подустал держать спортивный темп, но когда видишь впереди кого-то, то его хочется догнать, особенно начинаешь гнать, когда видишь, что догнать получается.

Кто-то из велооператоров заснял меня:

А вот тот же момент с моей камеры:

Мы несколько раз менялись местами с одними и теми же велосипедистами. Но я мало кого смог запомнить. Что-то вроде «кажется вот этого, в обтягивающем чёрном костюме, я уже обгонял, значит он меня тоже уже обогнал, а теперь опять я его…»
На спусках я всегда отдыхал, при этом продолжая обгонять других, которые по-прежнему крутили педали. Приятное чувство – я разлёгся и отдыхаю, и всё равно еду быстрее!
Наконец, первый КП. Надо было попить воды (поленился сделать гидратор и пожалел об этом!), немного перекусить и найти туалет.
Простоял на КП довольно долго, Приехал Александр Шумилин на втором «Колумбе» из Первомайска. Но он уехал раньше меня. Я набрал в поясную сумку и в багажник бубликов, и не спеша покатил дальше. Что-то начало тарахтеть сзади. Опасаясь, что это может быть какая-то важная деталь, я остановился и осмотрел багажник. Причину не выявил. Решил, что это тарахтят бублики. Поехал дальше. Дальше был затяжной подъём, на котором меня много кто обогнал. Я запомнил двух велосипедистов на «фикседах», в основном по татуировке на ноге у одного из них. Я уже обгонял их раньше, теперь они обошли меня на подъёме, стоя на педалях и виляя. После подъёма был спуск, на котором я отдохнул, попутно вернув много позиций. Дальше подъём стал слабо заметным, на нём я уже опять стал догонять других, так впервые догнал и Соло. Мы снизили тем и поговорили, я угощал его бубликами из своей сумки, а он меня – водой (до своей я не мог дотянуться на ходу).
Перед спуском я опять остановился, чтобы найти причину стука сзади, но опять безрезультатно. На этот раз потерял ещё больше времени.
Дальше дорога была без особых событий. Мы с Соло периодически догоняли друг-друга. Он уходил вперёд за счёт того, что меньше сидел на КП, я обычно догонял его перед следующим КП.
Пока был встречный или боковой ветер я ехал не особо напрягаясь, так как был доволен тем, что обгонял велосипедистов. Но когда ветер стал попутным, мне пришлось выкладываться на полную. Скорость 35 – мой предел по каденсу, тем не менее, я едва удерживал свою позицию при попутном ветре. Сейчас я жалел о том, что не подкачал колёса перед стартом. В походе я боялся их сильно качать, в итоге переднее было накачано только на половину от своего рабочего давления, а заднее – где-то на 75% (замерили электронным манометром Стаса уже после финиша).
Прямо перед КП 4 дорога стала плохой, как ни странно, это дало мне шанс нагнать едущую впереди смешанную группу из шоссеров и МТБ.
На КП4 немного прошёлся (в туалет), взял с собой яблок и поехал дальше. Соло опять уехал раньше меня.
После этого КП началась серия подъёмов и спусков. Здесь я уже почти никого не обгонял, теперь мне надо было прилагать максимум усилий на подъёмах, чтобы не терять свою позицию.
Перед одним из спусков увидел впереди Соло, но он разу исчез внизу.
В итоге на подъёмах я отставал от вертикальщиков, но почти всегда отыгрывался на спусках и равнинах. Последний спуск был весьма экстремальным, я протиснулся между пешеходами и каким-то джипом, при чём догонял его. На подъёме вклинился между двумя велосипедистами, первого обошёл по инерции, а на второго запаса скорости не хватило, и пришлось тянуть в гору – он уехал вперёд, но не очень далеко (что меня сильно удивило). Я был уверен, что и второй отыграется тут же, но он этого не сделал. Дальше я старался просто удержать свою позицию, немного оторвался, пока дорога шла вдоль ЖД (там равнина), чуть не вышиб переднее колесо на переезде, затем боролся с лысым велосипедистом в красной курточке, за которым следил в зеркало. Мои силы уже были исчерпаны, и если бы он в этот момент поднажал, то догнал бы меня. Но, видимо, от тоже уже устал. Так и доехали мы до парка. Там чуть не протаранил папашу с коляской, потом прогрохотал по колдобистой тропинке до поворота, и вот финишная прямая. Впереди увидел силуэт Соло, видел, как он проехал финишные ворота. Я приехал на несколько секунд позже, но в ту же минуту.

В итоге наше с ним время 4.09. На КП я простоял, в общей сложности 22 минуты (выяснил из отснятого видео).

Алексей Ганшин на финише

 

Сергей Матушкин и Алексей Ганшин во время регистрации финиша (фото Елены Ясько)

Алексей Ганшин и Леонид Ржепишевский (фото Елены Ясько)

На финише нас нашли «наши» (лигерадисты). Они прислонили лигерады к дереву.

Стоянка лигерадов рядом с финишем

 

 

Стас приехал первым, Женя Павловский – вторым, Александр Шумилин – 3-м, Соло и я – 4-й и 5-й.

Таблица результатов участников на лигерадах (сделал Алексадр Шумилин):
Кого-то не хватало. Я помнил, что было же два гоночных лигерада – Стас и Иосиф. Иосифа здесь ещё не было.
Поспрашивал – никто его не видел. Стали звонить выяснять. Оказалось, что Иосиф повредил переднее колесо, заезжал в шиномонтаж, чтобы его чинить, и сейчас где-то по пути к финишу.
Уже на финише впервые увиделся с Сергеем Кальченко (Электровело). Сегодня он ехал на шоссере, приехал за 3 с чем-то, но переутомился. Потом он лёг полежать на моём лигераде. Я сходил за ухой, её наливали в пивной полулитровый стаканчик. Мне хотелось выпить «Живчика». Магазин был довольно далеко. Пока я ходил туда и обратно – приехал Иосиф, а Стас уже уехал на поезд. Так и не попрощался с ним… Кстати, Стас подарил мне анемометр. Огромное спасибо! Он очень пригодится для калибровки самодельного анемометра, который я планирую сделать для стационарной установки на свой лигерад.
Пётр Зотович и два парня на трайках не планировали ехать дальше 3-го КП, т.к. Зотович был руководителем этого КП и должен был остаться там до вечера. Так что на финише мы их не ждали.Познакомился также с Борисом Карраско и темпераментным другом Иосифа (который ехал на красном МТБ).

Соло пробует лигерад Иосифа (фото Елены Ясько)

Потом мы все вместе покатили в веломагазин покупать покрышку Иосифу (до магазина оказалось 15 км в одну сторону. Борис предупреждал, но я прослушал т.к. ехал последним). По прибытию в магазин стало ясно, что до темноты мы в пансионат не успеем. У меня был свет на лигераде, но я очень скоро убедился, что мощности передних фар категорически не хватает для нормальной ночной езды в городе (да и на трассе тоже, а учитывая состояние дорог, ночью ездить вообще нельзя). В сумерках доехали до супермаркета, закупились продуктами (большинство из которых влезло в походный рюкзак Бориса). Сам Борис ехал на тандеме, по пути отвезя супругу домой (до веломагазина они ехали вдвоём).
До пансионата доехали уже в темноте. Мне повезло в том, что в 4-х местном номере теперь было одно свободное место (в связи с отъездом Стаса), так что я смог переночевать вместе с ребятами в пансионате.
На утро у нас была выставка нашей техники на Дерибасовской. По пути туда на шоссере у Электровело натяжитель влетел в спицы и отломался вместе с петухом, заднее колесо при этом заклинило. От столкновения с ним меня спасло ограничение ближнего обзора обтекателем, из-за которого я держал дистанцию около 5-ти метров от едущего впереди. А Соло спасли хорошие тормоза (он ехал вообще в упор сзади) за Электровело.
Немного помудрили с шоссером, сделали из него синглспид. Цепь пару раз слетала из-за слабой натяжки, пока я не догадался поставить колесо слегка наперекос, чтобы натянуть её.
Так и доехали. Возле фонтана уже стоял вело-электро-солнцегибрид талантливого конструктора Виктора Медведева.

Виктор Медведев

Тут же мы поставили и свою технику и разбрелись кто куда. Там же был и Владимир Мазурчак (который в этот раз оказался не у дел со своими предложениями и политически окрашенными идеями).

Борис Карраско и Владимир Мазурчак


Народ фотографировался рядом с нашей техникой, Пётр Зотович играл на баяне (на сцене).

Пётр Зотович

Общее фото. Слева на право: Сергей Кальченко (Электровело), Иосиф Седлакович (Jozef), Петр Зотович (Muzsport), Алексей Ганшин (Velodreamer), Сергей Матушкин (Solo), Борис Карраско ( BorisDuncan) и Владимир Мазурчак (присел).
(фото Елены Ясько)

 

Я встретился с некоторыми знакомыми велосипедистами из Кировограда, Херсона, Черкасс и ещё откуда-то.

Кировоградская команда

Один из шоссеров вчера, перед гонкой потирая руки, завил, что за моим обтекателем будет удобно прятаться от встречного ветра. Сегодня я встретил его и спросил, удалось ли ему это. Он ответил, что пытался, но не смог усидеть у меня на хвосте (+1 моему обтекателю – помогает только мне).
Жаль, что я толком не пообщался с Медведевым о его новом гибриде. Но мне повезло – скоро Медведев сам приедет в Холодный Яр (это в 25-ти км от меня), так что я встречусь с ним и обо всё расспрошу.

 

Затем мы по-прощались, мой лигерад разобрали и погрузили в автомобиль Петра, чтобы завтра утром я мог выехать в обратный путь.

 

Большое спасибо организаторам этого мероприятия!

Все вотографии и общее видео здесь:

Монтированный ролик:

Ускоренное в 15 раз видео всей трассы “Сотки”:

Видеокомикс:

9 відгуків на Одесская Сотка 2013 – текстовый отчёт с видеовставками

  1. Спасибо, Алексей! Как всегда – очень интересно и содержательно! По ходу прочтения у меня появилось несколько вопросов – добавлю их позже, а то у нас сейчас ураганный ветер, и периодически пропадает свет…

  2. Добрый день!Алексей!Спасибо! За весьма интересный отчёт!!!

  3. Задам несколько вопросов, которые у меня появились при чтении этого отчета:

    1. Я нигде до этого не встречал даже упоминания про Барабойский веломобильный кружок. Алексей, расскажи все, что о нем известно – такую информацию негоже держать в секрете…

    2. Хотелось бы узнать чуть подробнее про ремонт трайков команды “Кентавр” – в частности, что именно у них ломается, и почему (насколько я помню, сами участники команды “Кентавр” в своих отчетах не раз упоминали про поломки трайков).

    3. Расскажи подробнее про планируемую поездку Виктора Медведева в Холодный Яр и твою встречу с ним.

    4. Какое максимальное передаточное отношение трансмиссии было на “Магеллане” во время прохождения “сотки”? А какое передаточное отношение, на твой взгляд, было бы самым оптимальным для тебя в данном конкретном случае? Ну и если ты знаешь, то скажи – какое максимальное передаточное отношение трансмиссии у Стаса на его лигераде?

  4. На последнюю часть 4-го вопроса я сам отвечу :)
    В этот раз у меня было установлено: спереди – 39/58, сзади – десятка 12-30, окружность колеса – 1935 мм.

  5. 1 – я тоже узнал про этот кружок только когда был в Барабое. Пётр Зотович, на сколько я понял, и является главой этого кружка. У них есть некоторое оборудование, солидный запас запчастей, и два трайка (один делал Кальницкий, второй – я). Так что, я думаю, они со временем построят и что-то своё.

    2 – Трайки “Кентавров” Зотович привёз поздно ночью. Мы тогда их только разгрузили, глянули в чём дело и пошли спать. С рассветом Зотович поехал размечать трассу, а я стал разбираться с трайками.
    У жёлтого “ДенЕди” потерялась кнтргайка на каретки и левая чашка выкрутилась, каретка из-за этого перекосилась. Это было легко исправить.

    У серебристого обратного трайка раскрутилась промежуточная передача (сделанная из обычной кассеты) и все шарики из неё высыпались. Я разобрал другую кассету, достал из неё шарики и собрал ту, что на трайке. Но там была ещё и другая проблема, которую я уже не успевал решить – надо было заменить переднюю ветвь цепи. Вообще на обоих трайках используются планетарные ступицы с тормозом в виде обратного давления на педали. То есть нормальные натяжители туда ставить нельзя. По этому там была довольно оригинальная система натяжения передней ветви цепи. И, суда по тому, что она не была задействована, а вместо этого между фланцами разборной части были запихнуты шайбы, тот, кто обслуживал этот трайк, вообще понятия не имел, как эта система должна работать. Но цепь там стаояла широкая – от дорожного велосипеда. А на кассете звёзды узкие, и их зубья низкие, так как предполагалось, что там будет натяжитель. В итоге цепь, даже после нормальной натяжки, то и дело соскакивала. Я примудрил туда кое-какой успокоитель. Но на большее времени не хватило. К сожалению я не проверил винт, которым крепился тормозной рычаг планетарки. На сколько я знаю, именно крепление этого рычага открутилось и трайк из-за этого сошёл.
    Вообще “Кентаврам” нужен толковый механик, который будет сопровождать их непосредственно на трассе. Судя по тому, что я увидел, у них нет механика, иначе такую мелочь, как раскрутившийся болт на 6 легко бы устранили прямо по пути.

    3 – Виктор Медведев является убеждённым патриотом и приедет в Холодный Яр на годовщину местного повстанца по фамилии Чучупака на эти выходные вместе с другими одесскими единомышленниками. Обычно на этот день в Холодном Яру собирается много народу, называющих себя казаками, святят сабли и т.д.

    4 – Максимальное соотношение у меня сейчас (и было на гонке) 48\14. Я думаю, что мне хватило бы 48\11, но для этого надо поменять ступицу и кассету на заднем колесе.

  6. Кстати, в походе я воспользовался максимальной передачей всего пару раз, а основную часть времени ехал на средних, так что для похода такое соотношение как раз очень хорошо подходит.

  7. Ха ,а я модный :-) 53 -41-30 . Сразу искал гибридную чтоб и в горку легко и по трассе весело бежал ,задняя 11- 32 даже на мтб хочу поставить со временем такой расчет .

  8. Правда у Владислава для сотки более заряжен 58 это круто вообще думал что 60 или больше

  9. Конкретно для этой сотки можно и стандартную 53 ставить – скорости за 60 почти нигде не было, а с 53-й шаг между передачами будет поменьше.
    У меня покрышки узкие – 28 мм, поэтому окружность колеса маленькая (1935 или даже 1930 мм), вот и поставил 58 для пробы – при 120 об/мин на ней можно 67 км/ч получить.
    У меня тройная система тоже есть, но по шоссе она мне оказалась не нужна (только если груженым ехать).
    В самый крутой подъем на этой сотке при передаче 39/30 вроде даже каденс не упал очень низко. Сейчас посчитал – при 90 об/мин получается скорость 13.5 км/ч. По-моему ниже на этом подъеме скорость практически не падала.

Напишіть відгук