Колумб 2. Електро

В связи с сообщением Алексея об отзыве  рам “Колумб 2” прийдется, наверное, разбирать Колумб. Но пока он в сборе решил отчитаться об установке на лигерад электропривода.

 

Предистория.

Электрокомплект с передним мотор-колесом 500 Вт с 2011года использовался на обычном велосипеде. Електровелосипед за 2 сезона эксплуатации показал себя очень хорошо. Живу я на одной окраине Киева, работаю на другой. Самый короткий путь 32 км, но это по пустому Киеву 1 января машиной 🙂 . Реально на велосипеде от 34 км. С учетом киевских горок на педалях это занимало около 2 часов, средняя скорость 17-18 км/ч.  С установкой электрокомплекта время сократилось до 1 часа, средняя скорость поднялась до 34 км/ч. Езда на максимальной мощности где можно +  активное педалирование. Мотор стоял на переднем колесе 26″ и позволял  развивать максимум 40 км/ч. Аккумулятора хватало на 45 км максимального газа при активной помощи педалями.

Электролигерад.

Летом 2012г. был собран Колумб. Осенью куплено мотор-колесо заднее (с резьбой для установки кассеты звезд) и заспицовано на обод 28″:

Вся остальная электроника и аккумулятор перекочевали с велосипеда на лигерад. Для этого пришлось пошить сумку и подвесить ее под сиденьем:

В сумке разместился аккумулятор 8 Ач и контроллер (на фото отсек для аккумулятора пустой):

Элементы управления на руле. Справа ручка газа с индикатором напряжения. Слева красная кнопка ограничителя скорости (эконом-режим):

 

Стандартно для питания этого мотор-колеса используют 4 последовательно включенных свинцовых аккумулятора. Я собрал Li-ion. Аккумулятор набирался долго из многих б.у. Li-ion элементов. Каждый был откалиброван на тестере батарей, потом составлена батарея из 13 последовательно включенных блоков. Емкость 8,5 Ач. Напряжение в полностью заряженном состоянии 4,2*13=54,6в. На аккумулятор сделал и навечно припаял контроллер заряда, который следит за напряжением каждого из 13 блоков и ограничивает заряд при достижении 4.2 В. На фото процесс заряда, там где горят светодиоды – заряд окончен:

АКБ без коробки:

Результаты

Максимальная скорость 45 км/ч. Очень легкий старт – сел, ручку повернул, поехал, лег, помогаешь педалями. Легко стартуют даже те, кто на лигераде ни разу ни ездили, сегодня давал кататься всем желающим:

watch?v=UX7K3AVKuY0

watch?v=Y4G9mSZfkeM

 

 

15 коментарів до “Колумб 2. Електро

  1. Добрый день! DFeodor! Огромное Вам Спасибо!Я наконец то увидел электролигерад в действии!Очень интересно и полезно, было увидеть и прочесть эту статью!Спасибо!
    Думаю многим завсегдатаям этого клуба и сайта будет интересно прочитать и увидеть Колумб 2. с эл.двигателем! Сам давно мечтаю о подобном,надеюсь в этом году или в следующем всё у меня получится и мечта исполнится!Ещё раз Спасибо!
    С Уважением! Юрий

  2. То есть, при той же мощности скорость в лигерадной позиции выросла с 40-ка до 45 км\ч? (в сравнении с вертикальным велосипедом).

    Если вам проблематично разобрать лигерад, то тогда проще будет заехать на какой-нибудь автосервис, где есть сварка, там снять сидение, зачистить участок под накладку и приварить, не разбирая всего остального. По идее, это не должно занять у них много времени, думаю, за пол часа управятся.

  3. Обалдеть!!! DFeodor, поздравляю с удачной модернизацией “Колумба”! Пока я проектирую, рассчитываю, паяю электронную “обвязку” и собираю деньги на аккумуляторы – DFeodor взял да и сделал!
    Позвольте теперь задать несколько вопросов:
    1. Откуда Вы берете “много б.у. Li-ion элементов”? Сколько элементов включено в параллель в одном блоке? Назовите типоразмер и емкость одного элемента.
    2. Схемой контроллера заряда поделиться можете? Эту схему Вы разработали самостоятельно, или использовали уже готовую?
    3. Как Вы считаете, имеет ли смысл самому собирать батарею из таких же элементов, но только новых? Или все выгоднее покупать уже готовую собранную батарею на нужное напряжение?
    4. Часто ли Вам приходится ехать только на педалях, без участия электродвигателя? Сильно ли возросло сопротивление движению в этом режиме по сравнению “Колумбом” до установки мотор-колеса?

  4. Дело не в лигерадной позиции. У мотор-колеса есть максимальная частота вращения, выше которой оно само не раскрутится. Эта частота зависит от питающего напряжения. Все эти параметры остались прежними. Но раньше мотор использовался на велосипеде в колесе 26″, теперь на лигераде в колесе 28″. При одинаковой частоте вращения колесо 28 поедет быстрее.

    Помнишь я изначально просил у тебя заднюю вилку под 28 колесо? Это еще тогда у меня задумка про бОльшую скорость зрела 😉

  5. Спасибо!
    Быстро получилось потому, что почти все уже было – я просто перенес электродетали с велосипеда на лигерад. Только заднее мотор-колесо докупал и спицевал.
    По вопросам:
    1. В основном скупал/выпрашивал испорченные батареи ноутбуков. Были знакомые :). параллельно 6 элементов(см.последнее фото). Все емкости разные. каждый элемент калибровался на тестере батарей чтобы выяснить реальную емкость. Потом тасовал элементы в блоках добиваясь одинаковой емкости в каждом блоке параллельных элементов
    2. http://www.zajic.cz/omezovac/omezovac.htm
    3. Не могу ответить. Нужно сравнивать себестоимость вариантов.
    4. Не часто. Емкость АКБ подбирал так, чтобы хватало на стандартную поездку дом-работа. Кроме того в семье еще несколько велосипедов -всегда могу пересесть если подозреваю, что акума на поездку не хватит. Или простое заднее колесо могу поставить на лигерад. Сопротивление возросло, но езда с выключенным мотором все еще возможна, как будто все время в небольшую горку едешь, докатить до дома можно, но много ездить с пустым АКБ тяжело и глупо 🙂

  6. Похвально говорю же литий пока самое оптимальное.
    Судя по собранному акку вы в советах особо не нуждаетесь .
    Отличная работа что еще сказать

  7. Так для этого существуют редуктоные МК с фривилом.

  8. Саша, я видел эти аккумуляторы, да и вообще излазил весь buyincoins вдоль и поперек 🙂 Я там частенько покупаю разную мелочевку (например, свой велокомпьютер я приобрел именно в этом интернет-магазине – я об этом писал в этой статье, и ссылку на магазин давал). В buyincoins есть и более привлекательные литиевые аккумуляторы на 4000 мАч и даже больше, у которых соотношение цена/емкость еще более выгодное. Только меня смущает большое количество отзывов типа “реальная емкость оказалась значительно меньше заявленной”. Не получится ли “выбросить деньги на ветер”?
    Я сам в ближайшее время хотел заказать несколько штук таких вот литиевых аккумуляторов с одной целью: жестоко “погонять” их такими разрядными токами, которые они должны отдавать, работая в батарее электролигерада. На основании этих экспериментов планировал выяснить, оправдано ли использование вот этих сравнительно дешевых аккумуляторов для питания мотор-колес? Выглядит заманчиво, потому что открывается реальная перспектива собрать литиевую батарею, которая по стоимости будет сравнима с хорошей тяговой батарее из свинца.
    Вот поэтому я и прошу тебя рассказать об опыте эксплуатации таких аккумуляторов, на которые ты дал ссылку: сколько они у тебя уже служат, не ухудшились ли их характеристики, в каких приборах они у тебя используются, подвергаются ли воздействию “экстремальных” разрядных токов, и вообще – что ты сам можешь сказать об этих литиевых элементах?

  9. DFeodor,скорость можно увеличить подняв напряжение питания или увеличить потребляемый ток (припаяв проводок максимальной скорости или залудив шунт в контроллере).
    Я на своем электровском контроллере делал мод (максимальная скорость,проводок). Батарейка была сборная Липо 18S на 8Ач. По мое-му электровский контроллер максимально держал без переделки 73в на входе,за счет того что ячейки не были все заряжены на 100% максимально, проблем с этим не возникало. На холостом ходу Мк у меня выдавало 60км/ч, реально до 55 без помощи педалей, до 50 очень быстро разгонялся, потом оч. медленно набирал еще немного.

    Смотрю сделали БМС для контроля заряда – круто.
    Я вынужден был каждый раз разбирать свою батарейку и заряжать все блоки модельными зарядками. Знаю, что как то заряжает народ липошки просто подключив к зарядному необходимого напряжения, но я не рискнул т.к. незнаю как тогда бы они балансировались. Будь у меня балансируемая батарейка, наврное не продал бы свой е-вел ни за какие деньги =)

  10. Уважаемые подскажите, а лигерады в Киеве кто продает?
    желательно по адекватным расценкам /я тут это…новоиспеченный пенсионер
    Вся Позняковская цивилизация ощутимо “разбросана” – походэньки пешкарусом, уже начинают напрягать.
    Вообще тяготею к загородной жизни

    +новое пАкращення, с подорожанием проезда
    Будем вместе донецко-голубожопым, касаемо велодорожек моск долбить

  11. Красивая батарейка получилась. А я и на свинце не жалуюсь. 🙂 Но мне до работы всего 7км.

Коментарі закриті.