Часть 1 – Подготовка рамы к покраске.
Начиная с этой записи, по мере выполнения описываемых работ, я буду рассказывать о том, как собираю лигерад “Колумб” на основе фреймсета.
Этот фреймсет изготовил, естественно, Алексей Ганшин, он же и создал саму конструкцию этого лигерада. Мой “Колумб” носит серийный номер 3, и это был последний экземпляр серии “Колумб-1”. В данный момент Алексей уже разработал и испытывает “Колумб-2”. Я надеюсь, что лигерадов модели “Колумб” разных серий будет создан еще не один… десяток.
Я буду писать много таких подробностей, которые интересны только начинающим веломобилестроителям. Причина здесь простая – во-первых, именно в веломобильной области я сам еще, можно сказать, “начинающий”, а во-вторых, на базе этих записей о моей работе над “Колумбом” планируется создать “Инструкцию по изготовлению лигерада из фреймсета” для тех, кто будет приобретать такие фреймсеты у Алексея. Среди моих товарищей уже есть один такой желающий, и я надеюсь, что это только начало.
Рама, которую я привез от Алексея, уже была частично подготовлена – крупные сварочные швы были зачищены. В принципе, можно было все оставить и так – только срезать крупные наплывы металла и удалить окалину, оставшуюся после сварки. Многие промышленные предприятия так и делают. Но я все же решил обработать места сварки более тщательно и “ювелирно” – благо, что имеющийся инструмент это позволяет. Надеюсь, что время, потраченное на “вылизывание” рамы, в дальнейшем окупится “фирменным” внешним видом моего лигерада. Тут же обращаю внимание читателей на тот факт, что “грубая” или “ювелирная” подготовка и покраска рамы являются вопросом эстетики и внешнего вида, и никак не влияют на ходовые качества будущего лигерада. Так что каждый вправе сам решать, стоит ли вообще тратить на это время.
Итак, начнем зачищать сварочные швы. Никаких хитростей в этой операции нет – обдирочным диском с помощью болгарки я срезал все явно выступающие наплывы металла в местах сварки. Делать это нужно, соблюдая чувство меры, чтобы не ослабить зачищаемые места.
В тех местах, куда невозможно подобраться “болгаркой”, хорошо выручает дремель – излюбленный инструмент компьютерных моддеров.
Несмотря на небольшие размеры и мощность, дремель – это серьезная техника: его рабочий инструмент (в случае зачистки рамы это абразивная шлифовальная головка) может раскручиваться до 35000 об/мин (тридцать пять тысяч оборотов в минуту – это не опечатка, так и есть), и искры от него вылетают с той же скоростью, что и от болгарки (жаль, что на фотографии этого не видно).
После зачистки я нанес тонкий слой автомобильной шпаклевки на сварочные швы и некоторые другие неровности. Шпаклевку я использовал самую обычную, марки Novol – ее можно купить практически в любом магазине автозапчастей.
Технология работы со шпаклевкой – самая обычная – я делал то же самое, что проделывают автомастера. В двух словах это выглядит так: набрал немного шпаклевки на шпатель, выдавил на нее отвердитель и перемешал эти компоненты (с помощью второго шпателя), а затем быстренько нанес на нужные места. После добавления отвердителя до начала процесса полимеризации остается буквально пару минут. За это время нужно успеть использовать всю порцию шпаклевки, после чего ее лучше не трогать до полного отвержения.
Единственное место, которое я не стал шпаклевать – руль с рулевым выносом. Они сделаны из достаточно толстых труб, поэтому места сварки на них можно отшлифовать начисто без применения шпаклевки. Именно это я и сделал – сначала болгаркой, а потом мелкой наждачной шкуркой.
Тем временем шпаклевка, нанесенная на все остальные детали фреймсета, уже застыла, и ее уже можно зачищать и ровнять. В принципе, это можно делать уже минут через 30-40 после нанесения, но я чаще всего оставляю эту процедуру на следующий день. Никаких особых “хитростей” в зачистке шпаклеванных поверхностей нет – сначала шкурим средней наждачкой, потом мелкой. Делать это нужно, обязательно смачивая наждачную шкурку водой. При чистке без воды из шпаклевки образуется много мелкой пыли, очень вредной для человеческого организма, так что вода в данном процессе – элемент обязательный. Если есть возможность, то можно задействовать вибрационную или роторную шлифмашинку, правда ею получается подлезть далеко не везде. И опять в этой ситуации меня выручает мой верный “компьютерно-моддерский” инструмент – дремель.
Игорь, а как насчет подголовника ?
Что-то я тут его не вижу. Или он каким-то образом еще монтируется ?
Так и есть – рама моего “Колумба” с серийным номером 3, и рама S/№ 2 (на которой собран лигерад Юрия Круглия) немного отличаются от рамы первого прототипа “Колумба”. Вместо отходящей вверх толстой трубы подголовника, как было на прототипе, в последних моделях Алексей использует короткую распорку из квадратного профиля. Это хорошо видно на этой фотографии.
Для подножки нужно будет делать нарост под контактную площадку.
Потому что крепеж на круг тоже возможен, но гемора с ним на порядок выше.