Визит Ульяновского (апрель 2010)

День 25-го апреля обещал быть очень интересным, у нас на хуторе была устроена экоярмарка, я выставил веломобиль «НВ-3» и лигерад «М-2» на обозрение.

Но главное событие дня должно было состояться немного позже – приезд Вениамина Ульяновского (кто не знает, Ульяновский стоял у истоков советского веломобилизма, и активно пропагандирует это движение по сей день. Ссылка на его сайт: www.etracab.ru) из Москвы.Я ждал до вечера, а телефон остался дома. Когда уже все разошлись, я оставил лигерад у своего отца, а Народный Веломобиль мы отогнали домой вместе с Кариной. Дома я взял телефон, спички и тёплую одежду и выехал на начало хутора, чтобы связаться с Вениамином. Удалось выяснить, что он с супругой Наталией уже в пути к нам. Но тем временем уже стемнело, а, как выяснилось, у них с собой не было ни подробной карты ни навигатора (я тем временем развёл костёр, так как ночи всё ещё холодные, той ночью было -2). А у нас такие порядки, что указатели стоят где попало, а не где нужно. Короче говоря, в 10 часов вечера я уже реально стал слабо верить, что они к нам доедут, так как людей на улице встретить шансов всё меньше, карты нет и темно – ничего не видно.

Тем не менее, после блужданий, они смогли найти нужную дорогу. Я решил выехать им навстречу на лигераде, чтобы проводить последние 7 км, так как в наших местных закоулках легко свернуть не туда, особенно ночью.Наконец, в ночной тишине возле Мотрёнского монастыря послышался приближающийся звук мотора. Звук становился всё громче и напряжённее, это машина лезла на «ядрёный подъём». Я тогда подумал, что если это не они, то всё, значит встрече не бывать. Но судьба была благосклонна – серая Газель остановилась и из кабины показался сам Ульяновский, я без труда его узнал, так как много раз видел на фотографиях и в репортажах. Было это около 11-ти ночи.Затем мы поехали дальше, было полнолуние и дорога была залита серебристым светом. Можно было не включать фару, но фары Баргузина не давали насладиться полнотой картины моим гостям. Я включил фару и мигалку, правда, к тому времени батарейки в ней почти разрядились.Лигерад шёл необычно легко и быстро, сказывалось то, что я сейчас был без груза, и был полнейший штиль. Вениамин боялся подгонять меня, и сильно отстал, однажды они даже потеряли меня из виду, и мне пришлось за ними вернуться к перекрёстку. После этого они держались ближе : ) Я могу только представлять эмоции моих гостей, когда я уводил их всё дальше и грубже в ночную лесную чащу, когда асфальт уже закончился.Так мы и добрались к воротам нашего участка.

Конечно же я не буду писать всего, о чём мы говорили, но общение было ОЧЕНЬ конструктивным. Больше всего меня удивило, то, что нет проверенных данных о скорости “Дельфина”, а я ведь как раз на него ровнялся, когда делал вынесенные за обтекатель колёса «Дракона». Ещё, конечно, поразило то, на сколько всё было серьезно с веломобилями во времена СССР, и много чего ещё. Мне потом две ночи подряд снилось всё то, что было тем вечером и последующим днём, это был просто информационный перегруз.Ещё очень интересный момент – мне довелось не только увидеть знаменитый «Велотрон» Виктора Мазурчака, именно тот самый веломобиль, не копию, а именно тот самый первый, чертёж которого был опубликован в журнале «Моделист Конструктор». Мало того, «Велотрон» оказался в рабочем состоянии. Я накачал ему колёса и смог испытать.

 

Впечатления такие:
Очень маленький и лёгкий, он почти в два раза меньше по длине, чем мой НВ-3, а весит всего 13 кг. Я с удовольствием испытал знаменитое кресло с плечевыми упорами, поначалу был в восторге.Но испытания показали явные недостатки этого веломобиля. Устойчивость короткобазного дельтатрайка оказалась очень плохой, особенно на спусках при торможении. Достаточно просто преклониться из сидения, чтобы перевернуться, что со мной однажды и случилось. То есть боковые крены он вообще не воспринимает. Второй раз я чуть было не перевернулся, когда спускался с горки, Вениамин это даже заснял на видео. Несмотря на наличие задней подвески (кстати зависимой) езда по грунту и траве была малоприятной, а плечевой упор бил в шею. Ещё реакция на руле от педалирования…В общем я сделал такие выводы:Аппарат создавался для езды по хорошему асфальту с небольшими скоростями. Скажем, пустить его с горки и дать разогнаться до 40-ка км\ч я бы не рискнул, а у меня такие и даже большие разгоны – каждодневная практика из-за холмистой местности как на лигераде так и на НВ-3. Слабая подвеска не позволит «Велотрону» держать приличную скорость по ухабам и грунтовой дороге, а плечевой упор хоть и даёт отличную опору, но при кренах сильно давит в шею по бокам то справа то слева. Кроме того, при использовании контактных педалей этот упор вообще не нужен. Стоит учитывать, что во времена «Велотрона» таких педалей не было.Что мне понравилось в этом веломобиле – простота, аккуратность изготовления, компактность, малый вес – то что нужно для города. Да, ещё, у него стоит 3-х скоростная планетарка. Она настолько компактная – прямая противоположность современным громоздким устройствам! НО, её совершенно не хватает для наших подъёмов, впрочем, как и сцепления переднего колеса с грунтом. Я даже двух метров не смог проехать по грунту вверх. Для моих условий «Велотрон» явно не подходит.Я получил бесценный опыт, и понял очень важную вещь – никогда не судить о машине по внешнему виду. Судить могут только те, кто сел и проехал.Был ещё и второй веломобиль, я не знаю как он называется, похоже, что это спортивный вариант «Велотрона», но на нём я не ездил – нечем было накачать ему колёса (там были старомодные нипили).

 

Я рассчитывал, что мы устроим катания наших гостей, но они очень спешили, по этому мы ограничились малюсеньким кружком НВ-3 по бездорожью. Конечно, мой веломобиль просто громадина в сравнении с «Велотроном» но идёт по ухабам несравненно мягче, всё-таки он для этих условий создан и у меня нет проблем с парковкой. Мы без проблем спрыгнули по ухабам, а потом заехали на короткий но крутой грунтовый подъём. Это тоже снято на видео.Конечно же, были экскурсии по моим сараям с обтекателями, а также я не упустил возможность показать местную природу, за одно и (открываю секрет) решил проверить выносливость старого волка и не снизил темп при подъёме на крутой холм. Ульяновский оказался спортсменом, или, по крайней мере, в хорошей физической форме, как и его супруга Наталия, которая, как оказалось, участвует во всех Тест Турах, разбирается в веломобилях и вообще очень интересный человек.

Я по себе знаю, что роль жены веломобилиста очень и очень большая, по тому, что заниматься таким необычным делом невозможно, когда нет поддержки любимого человека. Так, хоть наши женщины часто остаются на втором плане, их заслуги не меньше наших.Ульяновский привёз мне очень ценные подарки. Помню, как я мечтал заполучить значёк Участника ТТ-2009 (даже распечатал фотографию с ними), и вот теперь эта реликвия красуется на моей «стене почёта». Правда я всё ещё чувствую, что не заслужил её. Нужно пройти Тест Тур и теперь я, в какой-то мере, обязан это сделать.

Ещё я стал гордым обладателем двух книг о веломобилях. Мне вообще трудно читать книги на эту тему так как я не могу критиковать несовременные решения, но, как мы уже знаем, всё новое это хорошо забытое старое, так что теперь у меня есть настоящая литература (очень трудно оторваться от книги «Сила человека – забытая энергия», но я хочу написать этот рассказ не зная того, что написано в книге). Кроме того, сам Вениамин вложил много труда в обе эти книги, за что ему огромная благодарность. Я любитель резких высказываний и горькой правды, человек посвятил всего себя веломобильному делу, за что я его очень уважаю, но нам нужно срочно подтягивать уровень наших современных машин до уровня Европы. Знание истории в сочетании с демонстрационными заездами поможет привлекать новых, современных веломобилистов, объединять усилия, обмениваться опытом (теперь это намного проще, чем 20 лет назад, ведь есть Интернет!) Люди, давайте будет делать историю! Я почувствовал пульс веломобильной истории 26-го апреля, когда покатался на «Велотроне» и встретился с самим Ульяновским. Ещё в 2008-м я впервые читал очёт о Тест Туре и даже не смел мечтать, что встречусь с его организатором всего через 2 года…Впечатлений море, и все положительные. Люди, ставшие для меня историческими личностями, такие как Дашевский, Мазурчак, Кудрявцев…Ульяновский их всех знает лично, и то, что в тот день он был у меня в гостях, было для меня большой честью.Ещё Вениамин оставил мне раму веломобиля «Йети», У меня уже есть идеи на счёт более совершенного вездехода на её основе. Но это в будущем.А сейчас основные выводы такие: Убрать колёса «Дракона» в основной обтекатель, как делают европейцы.В общем-то, я не могу рассказать всего, да и не знаю, поймёте ли вы меня, на сколько эти события важны, когда два года остаешься один, а потом, как бы, присоединяешься к общему движению, это замечательное чувство! Даже сам факт того, что мы говорим о веломобилях, и что не я рассказываю, а слушаю, был для меня большим счастьем. Мне ещё многое предстоит узнать, теперь у меня есть книги. Чему верить, а чему нет, я со временем проверю, а пока передаю привет всем веломобилистам СНГ и приглашаю принять участие в ТТ2010, по тому, что общение по интернету это не общение, а лишь малая часть того, что можно увидеть, показать, услышать и рассказать. P.S> Впечатления от книг опишу в отдельной статье