12-14.02.2009

Досезонный поход на выставку Велобайк – 2009 в Киев

Пройдена дистанция: 297 км.
Машина: Velodreamer
Средняя скорость: 17.8 км\ч
Экипаж: братья Ганшины (Алексей и Евгений)



Изначально я не планировал никаких походов весной, и тем более зимой. У нас не было снаряжения и команды. 4-го февраля я получил письмо от Анны

Шишкиной: «Приглашаем на выставку www.velobike.kiev.ua Жаль, что погода не позволяет приехать на веломобиле.»

Но я решил, что если мне удастся найти напарника для такого сложного похода, то мы уже как-нибудь подготовим веломобиль к зимней поездке.
Я объяснил, что проект у нас не коммерческий и денег на оплату участия в выставке нет, но Катерина, начальница и организатор выставки разрешила нам поучаствовать бесплатно, и даже разрекламировала предстоящий поход на нескольких форумах.
Я предложил такой поход своему брату Евгению Ганшину, и он согласился. Подготовка веломобиля подразумевала оснащение последнего навесным тентом-крышей, брызговиками и утеплёнными сидениями.
За день перед походом веломобиль выглядел вот так:

Мы попросили у соседей спальные мешки, платка у нас была с прошлого похода. Набрали много сменной одежды и обуви. Вообще ни я ни Евгений ни разу не ездили в походы зимой. Мы не знали что нужно брать с собой и вообще что это такое.
Маршрут был проложен следующий (Названия городов большими буквами): х. Буда, Мельники, Медведовка, Леськи, Червона Слобода, ЧЕРКАССЫ, Будыще, Мошны, Софиевка, Межырич, Степанцы, Степанецкое, Масловка, Поток, Очеретяное, Бурты, КАГАРЛЫК, Переселение, Леоновка, Гусаевка, ОБУХОВ, КИЕВ.

День первый
Мы стартовали в 8 часов утра под небольшим моросящим дождём, но крыша от него хорошо защищала.

До асфальта от моего сарая\гаража\мастерской около одного километра. Грунтовая дорога превратилась в болото, впрочем первые метров 300, где не ездят автомобили (только мы на веломобиле и велосипедах) дорога была покрыта прошлогодней травой и веломобиль не проваливался в грязь. Зато там, где по такой погоде пытались проехать на автомобиле… Короче говоря мы загрузли в грязи по самые перекидки. Грязь намоталась на кассеты, залезла в ролики, набилась в защитные трубки, в которых проложены цепи, и сами цепи тоже покрылись грязью. Дальше пришлось толкать веломобиль. Да, забыл упомянуть, груза мы набрали килограмм 35, это к 47-ми кг веса самого веломобиля.
Когда добрались до асфальта и попытались ехать цепи скрежетом умоляли отмыть их. Добрались до дома моего отца. Отец дал нам ведро горячей воды, которым мы смыли грязь с кассет и перекидок.
Проезжая мимо дома Евгения загрузили ещё рюкзак и сумку с одеждой. Так как бюджет у нас нулевой, то пришлось выдумывать, чем бы накрыть багаж от брызг. Вообще у нас даже не было ни нормальной походной сумки, ни хорошей палатки, ни зимних спальных мешков.
Я накрыл багаж старым надувным матрацем.

Через пару километров мы обильно смазали цепи. Благодаря защитным трубкам цепь не может запачкать штаны, эти же трубки защищают её от пыли летом. Сейчас смазка подействовала очень хорошо и трансмиссия стала работать бесшумно.
Глючили, правда, задние перекидки, но настраивать их не хотелось, по этому мирились и исхитрялись.
Скорость с крышей была не больше 19 км\ч. Ехать быстрее было напряжно, по этому как только дождь прекратился мы сразу сняли крышу. Это было уже на дороге Черкассы-Чигирин. Скорость сразу увеличилась до 25 км\ч. Можно было ехать и быстрее но мы экономили силы.

До Черкасс доехали без приключений и остановились у нашей бабушки на привал. Она пыталась отговорить нас от похода, но упрямые мы решили ехать дальше, надеясь на своё (теперь вижу, что убогое) снаряжение.
Дорога от Черкасс на Мошны была ровной и интересной. Мы ехали довольно быстро. Скорость держалась в пределах 14-16 на холмы, 24-26 на равнине и под 45 с холмов (мы ни разу не разгоняли веломобиль вниз в первый день – экономили силы).


Так мы проехали Софиевку, а сумерки начали накрывать нас в селе Межирич. К тому моменту мы прошли уже 120 км, но так и не доехали до села Степанцы, где по плану должны были остаться на ночлег. Темнота всё сгущалась, я уже перестал экономить силы, когда на счётчике было уже 130 км мы всё ещё не добрались до Степанцев.
Как-то неожиданно до меня дошло, что со мной что-то не так. Я понял ,что замерзаю, хотя крутил педали изо всех сил. Обычно при этом не холодно даже в лёгкой одежде при морозе –5. Мне стало трудно держать голову ровно, и я стал терять направление веломобиля. В придачу к этому начался затяжной подъём. Мы всё понижали и понижали передачу, стараясь таки добраться до намеченного села, но мои силы были уже исчерпаны. Так мы проползли ещё 5 км на этот подъём, проехали под высоковольтной линией, в серо-чёрных сумерках проехали по кольцу кругового движения. При этом я уже почти ничего не соображал, а лишь следовал указанием штурмана – Евгения. Слева от нас показалась необычная лесополоса. Деревья образовывали тоннель, в который мог пройти веломобиль. Я сразу свернул туда. Съезд с дороги был очень крытым, но мне было уже всё равно.
Мы слетели со склона и въехали в лесополосу. На первой передаче проехали ещё метров 200 вглубь посадки и остановились.
Так сильно я ещё никогда в жизни не уставал. Думаю, что это было переутомление. Первый признак которого – прекращение разогрева организма при нагрузках. Даже думать было трудно, словно в полусне я замети, что очень часто и неглубоко дышу, а сердце колотиться как отбойный молоток. Но свет уходил и нужно было ставить палатку и переодеваться, ведь вся одежда промокла от пота.
Помню, как я минут 5 не мог нацепить крышу на веломобиль, хотя крыша цепляется крючками за «рога» – специальные приспособления (мы сняли их когда приехали на выставку). Так вот, при нормальном самочувствии поставить крышу можно за 20 секунд.
В общем преодолевая себя я стал раскладывать палатку. Женя тем временем переоделся в сухую одежду и стал разводить костёр.
К счастью накидки из надувного матраца защитили багаж от брызг, и палатка со спальными мешками была сухая.
Ещё у нас был фольгированный пенополиэтиленовый коврик.
Где-то через пол часа, когда палатка уже стояла, я тоже смог переодеться. Костёр всё время потухал, по тому, что всё вокруг было мокрым. Он вообще не грел, и единственным источником тепла был термос с довольно тёплым чаем.

Поесть я тоже нормально не смог. Съел всего один бутерброд и пару шариков мармелада. При чём всё это не по очереди, а вперемешку, запивая чаем. Почему-то вкуса этой еды я почти не запомнил.
Не знаю каким образом, но войлочные стельки в резиновых сапогах оказались полностью мокрыми, как и мои носки. Из-за этого в пальцах ног началось мелкое покалывание. Даже после того, как я одел сухие носки и залез в спальный мешок пальцы ног очень долго не отогревались и лишь когда Женя накрыл мои ноги ещё и курткой поверх спальника, лишь тогда пальцы отогрелись.
Женя посмотрел по GPS место нахождения Киев Экспоплазы и мы выяснили, что нужно ехать по объездной дороге. В первый день мы прошли 135 км.

День второй:
Проснулся я где-то в час ночи и чувствовал себя лучше просто на 100%, вылез из палатки и с фонариком стал искать в наших сумках свои тёплые ботики. Оказалось, что мы их забыли дома. Из сменной обуви у меня остались только летние кроссовки, в которых я планировал быть на выставке. Ехать в них бело нельзя. Нужно было что-то придумать и я придумал – вырезал новые стельки для резиновых сапог из нашего фольгированного коврика. И это подействовало – ноги сразу перестали мёрзнуть.
На улице был сильный ветер, а наша мокрая одежда была разбросана по веломобилю. Я соорудил что-то вроде бельевых верёвок из скотча под крышей веломобиля и развесил одежду в надежде, что она высохнет до утра.
Потом нормально перекусил и лёг спать. Ночью несколько раз просыпался от того, что палатку сильно шатало ветром. Потом услышал, как барабанит дождь. Мы ещё не попадали с этой палаткой под дождь. Оказалось, что она промокает, вода просачивалась по стенкам мелкими каплями и вскоре стала стекать в углы.
Особенно сильно протекала стенка, которая стояла навстречу ветру. Я специально поставил палатку тыльной стороной к ветру, по тому, что там нет окон. Прошлось мне опять вылезать, чтобы накрыть эту часть полиэтиленом. Это помогло, но вода всё же проникала в палатку.
Наконец, когда я в очередной раз проснулся, было уже 6 часов утра. Дождь прекратился, но из-за сильного ветра его всё же задувало под крышу веломобиля и абсолютно вся развешанная одежда промокла полностью.
Нас мог спасти только костёр. Но как я ни старался его разжечь – всё напрасно. У нас не было с собой сухого спирта, я сжёг весь бензин из бензиновой печки, все заплатки из ремкоплекта для колёс (кстати, они отлично горят, летом и одной хватило бы, чтобы разжечь костёр).

Но тогда костёр так и не разгорелся – только сильно дымил. Я потратил на него в общей сложности три часа. Потом срочно разбудил Женю, по тому что мы уже давно должны были выехать. Но на этом неприятности не закончились – наши мягкие прокладки для сидений, которые мы положили под спальные мешки, тоже намокли от той воды, которая протекла в палатку. К счастью у этих прокладок с одной стороны я сделал полиэтиленовые прослойки, они должны были предохранять паралон внутри от брызг. Теперь терять было уже нечего и мы перевернули прокладки полиэтиленом к спине, а сами надели полиэтиленовые дождевики, чтобы не промокнуть.
Спаковали кое-как мокрые шмотки в сумки, а всё, что было в сумках тоже намокло, и поехали дальше.

В селе Степанцы купили продуктов, большое полотно полиэтилена, чтобы накрывать палатку и веломобиль на ночь целиком и я ещё купил утеплённое подобие валенок и резиновых сапог за 80 грн. Эти сапоги оказались очень тёплыми, но всё же не намного превосходили обычные резиновые сапоги с самодельными стельками.
Дорога в вблизи границы областей просто ужасная. Это прямо- таки испытательный полигон для подвесок, вот правда нам тогда было не до испытаний. Впрочем, веломобиль отлично справлялся. Подвеска работала хорошо, особенно задняя.

Вскоре мы добрались до Киевской области. Кстати, здесь даже просёлочные дороги асфальтированные, а более крупные отличаются хорошим качестом, это было видно прямо на границе областей.




Дальше дорога усугублялась резкими перепадами высоты, при чём в 90% случаев спуски и подъёмы были в сёлах. Это стало правилом и мы уже каждый раз завидев очередное село тихо чертыхались, предвкушая выползание на склон углом под 8%. Иногда, когда спуск сразу же переходил в подъём и не вилял мы разгоняли веломобиль вниз, скорость при этом была около 55 км\ч, это позволяло вылетать больше чем на половину подъёма вверх не вращая педали. Главное было успеть переключить передачу. Но таких моментов было всего два.


Дорога от села Масловка через сёла Поток, Коротыще, Очеретяное и Бурты была пустынной. Правда мы там немного сбились с пути и сделали крюк киломтеров 6-7.



Вскоре доехали до города Кагарлык, там опять нас ждал спуск и подъём и насмешки местного населения.


Из Кагарлыка мы поехали в Обухов по трассе М-04 и довольно скоро заехали в город, хотя по плану не должны были. Дальше по указателям на улицах нашли направление на Киев и попали на разделённую трассу, где нас накрыл дождь. Пришлось ставить крышу. Уже начинало темнеть, одежда снова намокла, но в этот раз я старался сберечь её хотя бы от пота, по этому снял свитер и куртку, оставаясь в дождевике. Было холодно только на кратковременных остановках, а остановки мы делали для того, чтобы перекусить. Вообще в таком режиме организму требуется часто подкрепляться, но маленькими порциями.
Свет всё уходил, машин становилось всё больше, но и дорога была широкой. Мы должны были доехать до Киева, нам некуда было деться – мы не могли развести костёр чтобы согреться, вокруг не было магазинов, где можно было бы погреться. Но пока мы ехали было не холодно.
Проносящиеся мимо нас грузовики очень скоро забрызгали всё, что только можно было, в том числе мобильный телефон и карту. Карту нам приходилось доставать часто и она превратилась в лохмотья.

Наконец, когда уже почти стемнело, мы увидели надпись «Киев», это только прибавило проблем. Теперь дорога стала узкой, а грузовиков на ней стало ещё больше. Я ничего не видел в зеркало, по тому что его забрызгало грязью. На дороге начались затяжные подъёмы. Это было просто ужасно, мы не знали где точно находимся, ехали на подъём, по этому очень медленно. Так продолжалось не меньше 2-х часов. Дождь всё усиливался, грузовики, мелькающие огни, 120 км практически без привалов, мокрые до нитки, при температуре +1. На дороге невзрачный медленный и очень хрупкий веломобиль с двумя отчаявшимися путниками был очень уязвим и никому не нужен. Наконец по сторонам дороги стали появляться дома, и магазины. Это означало, что мы не замёрзнем насмерть – сможем отогреться в одном из них, ведь не выгонят же они нас на улицу… Честно говоря, я уже представлял как буду валяться не обочине, а автомобили сплошным потоком будут проноситься мимо и никому из тех, кто сидит в тёплых сухих кабинах не будет до этого дела.
Но мы продолжали ехать. Нам стал звонить Дима (автор и ведущий сайта velolive.com.ua) и спрашивать, когда мы приедем, но мы даже точно не знали где мы сейчас и куда точно нам ехать и вообще доедем ли мы.
Тем временем пошёл снег.
Когда наши сомнения в правильности нашего маршрута стали слишком большими, я свернул на заправку, чтобы спросить дорогу.
Но заправщики оказались не местными, они даже не могли показать мне на карте своё местонахождение. Один из них сказал, что мы вообще едем не в ту сторону, но к счастью, более сообразительный заправщик, видимо ещё не успевший превратиться в мешок жира и ёмкость для алкоголя, таки разобрался в размокшей карте и сказал, что мы едем в правильном направлении, но ехать нам оставалось не меньше 25 км.
Пока я общался с заправщиками Женя очень сильно замёрз, он был весь мокрый и в снегу. Да, забыл упомянуть – при сильном дожде с краёв крыши стала стекать вода прямо нам на ноги, вернее мне на левую ногу, а напарнику на правую. В итоге ноги были полностью мокрыми, вода в ботинках просто чавкала. Снег стал скапливаться на крыше, приходилось то и дело сбывать его.
Ещё в одном нам повезло – на карте Киевской Области была обозначена станция Нивки, куда нам и нужно было ехать! Пройдя по мосту над железной дорогой и автомобильную развязку мы более-менее поняли своё местоположение. Скоро нужно было сворачивать с объездной в город, но где?
Мы продолжали ехать ещё минут 40, пока не увидели на обочине такси. Я буквально наорал на напарника, чтобы он спросил дорогу у таксиста.
К счастью таксист оказался местным, и рассказал, как доехать до выставочного центра. Оказалось, что мы уже совсем недалеко. Это была по истине согревающая новость. Я мечтал стать перед тёплой струёй воздуха при входе в какой-нибудь супермаркет и греться, греться, греться…
Но всё оказалось сложнее. Мы свернули на первом повороте в город и оказались в самой гуще автомобилей, мостов и светофоров. Нам нужно было проехать по одному мосту и свернуть под второй. Женя теперь уже стал отличным штурманом и хорошо запомнил карту таксиста, которую тот показал. Под леденящим дождём мы поехали до моста, свернули под него и должны были оказаться всего в 4-х кварталах от цели, как вдруг перед нами возник знак «Ремонт дороги». Нас догнал какой-то парень и стал спрашивать на чём это мы едем и т.п. Но нам было не до этого. Мы в свою очередь стали спрашивать у него, как добраться до выставочного центра. Он сказал, что нужно ехать назад. Слово НАЗАД меня тогда просто убило. Я признаю, в тот момент я действительно запаниковал. Сил уже почти нет, ужасно холодно, дождь и мелькающие огни и всё это при том, что теперь нам нужно ехать НАЗАД.
Но развернуться на мосту не получалось автомобили шли сплошным потоком. Развязки для нас тогда были просто адом – крутыми подъёмами. К тому моменту мы прошли уже почти 150 км без полноценного привала. В общем было «весело».
К счастью Женя увидел, что автомобили разворачиваются под мостом. Из-за дождя у нас была ужасная видимость, но ему всё же удалось разглядеть как нам развернуться. Для этого пришлось проехать ещё километров 5, и в итоге мы опять оказались под мостом, но в этот раз проехали чуть дальше и свернули где нужно. Мобильный промок и почти разрядился, но всё же зазвонил, и когда я снял трубку, Дима сообщил, что мы только что проехали мимо него.
Это просто УРА!!! Мы добрались! Он догнал нас. Мы сразу сообщили о том, что нам срочно нужно согреться. Он стал объяснять, как доехать оставшиеся 4 квартала до выставки, но я действительно боялся потеряться опять. Он был как спасательная ниточка. По этому мы поехали по тротуарам запрыгивая на бордюры, а Дима бежал рядом. Вот не думал, что способность веломобиля преодолевать бордюры так пригодиться! Мы объезжали людей на остановках, но уже чувствовали, что это наша победа. На выставку нас впустил охранник. Огромное спасибо организаторам! Там мы немного разгрузили веломобиль, попили чаю. Было уже около 11 вечера.


Я нашёл самые сухие шмотки, но ими оказались резиновые сапоги, и рабочая одежда, в которой я занимаюсь сваркой. Но скажу честно, было не до того, кто что подумает о моём внешнем виде – я хотел только согреться. Надо было думать и о завтрашнем дне, по этому я взял с собой сумки с мокрой одеждой, но как раз забыл самую главную – с парадной одеждой.
Ночевали мы у «братьев-велосипедистов», (нам теперь все велосипедисты братья) Димы и Жени на 14-м этаже.

Спасибо вам, ребята, за тёплый приём! Приезжайте и вы к нам. Теперь у вас есть надёжный перевалочный пункт в Холодном Яру.
Во второй день мы прошли 159 км.

День третий:
Выставка открывается в 11, мы приехали в 10.37, и успели более-менее почистить веломобиль от грязи и песка. Организаторы были рады нас видеть, оказывается нас здесь действительно ждали. После насмешек над веломобилем по дороге такой приём в Киеве был очень приятной неожиданностью. К сожалению, парадная одежда моя так и не высохла, пришлось представлять веломобиль в том, что было.

Сам веломобиль привлёк большое внимание, нас часто фотографировали, я встретил нескольких людей, следящих за моим сайтом, а также двоих веломобилестроителей, с которыми общался раньше.
Также познакомился с представителями велосипедных обществ, надеюсь в скором будущем мы начнём совместную работу над развитием велодвижения.
Вообще огромное спасибо организаторам выставки. Я не могу их отблагодарить ничем, кроме как написать благодарность здесь. Ещё постараюсь написать на форумах, если позволит связь (интернет от Киевстар в нашей местности работает не всегда).
Как я ни пытался уговорить Женю поехать назад своим ходом он не согласился. Дух целостной команды был нарушен. Женя имел полное право отказаться от таких приключений. Но я не мог ехать один, по этому нам пришлось выехать в 7 часов вечера из выставочного центра, перед этим по-прощавшись с организаторами. Перед отъездом мы дали веломобиль покататься тем, кто изъявил такое желание.

Затем выехали к объездной дороге. Со свежими силами и по сухой погоде ехалось очень комфортно, мы без проблем держали скорость 30 км\ч по городу сходу вылетая на мосты.
Под последним мостом разобрали веломобиль. Кстати его габариты в сложенном состоянии такие: 180*80*60 см.

А потом нас забрали на автомобиле.
На этом поход был завершён. Всего мы прошли 297 км.

Итоги:
Главный вывод – техника не подвела. Веломобиль выдержал очень жёсткую езду. Поломка в таких условиях принесла бы огромнейшие проблемы. Новая конструкция рамы очень удачная.
Багажник можно модернизировать. После этого похода я точно знаю как это сделать и сделаю, но после гонки в мае.
Крыша показала себя неплохо, после усовершенствований она сможет полностью защитить экипаж от дождя, но на это нужны деньги, которых пока нет.
Передние вилки сейчас являются самым слабым местом веломобиля. Они имеют маленький ход, тяжёлые и непрочные.
Но сама концепция походного веломобиля рождена. Этот поход дал мне возможность увидеть каким должен быть настоящий походный веломобиль – автономный передвижной лагерь, на котором можно будет отправиться в многомесячный автономный поход по любым дорогам, возможно даже, что и в любое время года.
Но это уже начало другой истории.
Velodreamer (Народный веломобиль –3) получает новое задание и переквалифицирован в “Походный веломобиль”.
Он будет иметь съёмную защиту от дождя и солнца, очень объёмный багажник и хорошую амортизацию и позволит путешественникам ехать непрерывно по 8 и более часов с грузом в 40-60 кг и крейсерской скоростью около 22 км\ч. Предыдущий опыт позволяет мне воплотить эти идеи.
Ну а теперь я возвращаюсь к гонке за рекордом СССР! Спасибо за внимание! Ещё раз спасибо всем, кто нам помогал! Удачи всем.
автор отчёта Алексей Ганшин (18.02.2009)

Фотографии из фотоаппарата Димы Чернопищука:

Залишити відповідь